Мне, конечно, глупо и неудобно писать о музыке, потому что в музыке я смыслю немногим больше, чем нужно, чтобы отличить скрипку от валторны, а этого, прямо скажем, маловато. Но меня давно уже тянет высказаться на одну тему. А тут Серега Калугин выложил пост о русском панк-роке (на удивление вменяемый пост, в отличие от всего, что он нес у себя в ЖЖ последние пару лет), и меня опять проперло поговорить на эту тему. В предыдущий раз меня проперло, когда я работал над Ротфуссом.
Кто читал, тот помнит, что герой Ротфусса – музыкант. Это основной признак, через который он себя определяет: я – Квоут, музыкант, вот моя лютня. Потом уже – все остальное. Что же пишет Квоут? Квоут пишет песни. Т.е. тексты и музыку. При этом на «поэта» Квоут заметно обижается. Нет, он не поэт, ни в коем случае. В слове «поэт» есть нечто заведомо оскорбительное. Он – музыкант, он пишет песни. Музыка – важна, тексты – так, ерунда, это пишется одной левой, мимоходом. Хотя, казалось бы, в песне, которую пишет его отец, и за которую убивают всю их труппу, и во многих иных песнях, которые фигурируют в книге, важны именно слова, именно тексты, именно содержание, не так ли? Да, вроде бы так. И тем не менее: песни – это музыка, тексты по умолчанию второстепенны. Патамушта.
ИМХО (и в данном случае это именно My Humble Opinion, а отнюдь не «Истинное Мнение, Хрен Оспоришь»), в этом – ключевое различие между русской, русскоязычной, российской культурой – с одной стороны, и англоязычной, как английской, так и американской – с другой. И, говоря о музыке и музыкантах – о том, что в России называется «музыкантами», - нельзя недооценивать этот фактор. В англоязычной культуре важна и первична музыка. Я не знаю, когда это началось, и было ли так изначально, но на данный момент это очевидно так. В русскоязычной (давайте, я буду говорить «в русской», ладно? Имея в виду всех, кто говорит и пишет на русском, будь они хоть трижды евреи или грузины) – в русской культуре важно и первично слово, текст, смысл, переданный словами.
( Read more... ) Кто любит музыку, именно Музыку, музыку ради музыки – тот идет в оперу и наслаждается классическим оперным пением. Там певцы вообще зачастую слов не выговаривают, а то еще в последнее время мода пошла – исполнение на языке оригинала. «L’amour est enfant de Bohême, il n’a jamais, jamais connu de loi…» - вы все поняли? А вам оно и не надо, вы Музыку слушать пришли. Русский рок – он совсем про другое. Он именно ПРО ЧТО-ТО. Он не поется, он – говорит, разговаривает, спорит, доказывает, обсуждает. И все это – слова, слова, слова. Музыка – вторична.