kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
UPD: Все, горшочек, не вари! :-) Спасибо, господа, я понял, что был неправ. Нормальное выражение, нисколько не устаревшее.

Очередной, в сущности, бесполезный вопрос: а вам что-нибудь говорят выражения "шапочное знакомство", "шапочный знакомый"? Вопрос бесполезный, потому что я это выражение все равно использую: текст довольно старый, отнюдь не детский, и несколько устаревшие выражения в нем более чем уместны. Но оно было устаревшим еще во времена моего детства, отчего и спрашиваю. Точнее сказать, в то время оно было еще общепонятным, но сама реалия уже ушла. Просто интересно, как оно сейчас воспринимается.

Так, понятно, похоже, опция "создать опрос" на бесплатных аккаунтах закрыта (UPD: ах нет, не закрыта: для старого редактора доступно добавление опросов только в новые записи. То есть в уже имеющуюся запись опрос добавить нельзя). Если можно, ответьте здесь: https://aphorism-kot.livejournal.com/131466.html

Date: 2022-04-24 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] chyyr.livejournal.com
Сам иногда использую, когда говорю о людях, почти все общение с которыми сводится к "Добрый день — Добрый день".

Date: 2022-04-24 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] morruth.livejournal.com
Да.
Я правда тот ешё динозавр :)

Date: 2022-04-24 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] edo-edu.livejournal.com
Тоже знаю и иногда использую в речи.

Date: 2022-04-24 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] jamie-derinzi.livejournal.com
Фразу слышал, и не так, чтобы редко, что она значит — вроде бы знаю, но откуда оно пошло и почему именно "шапочный" — никогда не задумывался. Собственно, и того, что оно устарело, не замечал.

Date: 2022-04-24 11:22 am (UTC)

Date: 2022-04-24 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Мне оно и устаревшим-то не кажется.

Date: 2022-04-24 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
А сами пользуетесь?:)

Date: 2022-04-24 12:36 pm (UTC)

Date: 2022-04-24 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Я с RMS как-то сидел в 1994-ом кажется в московской кафешке — обсуждали планы переустройства мира.

Мир мы действительно переустроили. Он живёт по продиктованным тогда нами правилам. Это на деле офигенный опыт — оказалось что "можно всё — надо только очень сильно захотеть"

Но встреча была разовой
Edited Date: 2022-04-24 11:51 am (UTC)

Date: 2022-04-24 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com
Регулярно использую и по сей день, сам 90-го года рождения :)

Date: 2022-04-24 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] m25.livejournal.com
Мне тоже не кажется устаревшим, и я тоже динозавр. Нормальное устоявшееся выражение.

Date: 2022-04-24 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] snk1965.livejournal.com
Вполне обычное выражение, и для меня, и для моего круга общения (>40)

Date: 2022-04-24 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
В таких опросах (неважно, в формальных, с выбором пункта, или просто неформальных словами) засада: сначала заставляют задуматься, а правильно ли я знаю, то что я знаю, не попадаю ли я пальцем в небо со своим "знанием", а потом, блин, не дают способа себя как-то проверить! Если "шапочное знакомство" -- это "знакомство, но не близкое", то да, знаю, и воспринимаю не столько как "устаревшее", сколько как "малоупотребительное". А если у него есть более конкретный смысл -- то не знаю.

В комментариях уже прозвучало два разных варианта более конкретного смысла: (1) общался один раз и давно, (2) общаюсь регулярно, но на уровне "добрый день -- добрый день". Если объединить одно с другим (один раз много лет назад поздоровались мимоходом), но это уже, пожалуй, даже на шапочное знакомство не тянет? Мне кажется, что из этих двух вариантов "шапочный" -- второй, но тут я уже не уверен.

И да, нам в школе (или "около школы") вроде бы рассказывали происхождение, но я его забыл. Здоровались в смысле шапки снимали? (то есть, второй смысл)

... А взглянуть в лицо действительности - нечем ...

Date: 2022-04-24 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com
На самом деле, 1 и 2 в смысле обсуждаемого принципиально не отличаются. Даже если Вы человека много лет не видели — всегда есть вероятность, что завтра снова встретитесь. И если при этой (потенциальной) встрече поздороваетесь — шапочное знакомство можно засчитывать. Если нет — нет.

Date: 2022-04-24 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Способность вспомнить предыдущую встречу (и тем самым признать друг друга знакомыми) асимметрична минимум по двум причинам: (1) разные люди по разному запоминают лица. Я — плохо, поэтому на всякий случай здороваюсь со всеми, кто здоровается со мной (и очень надеюсь, что либо на этом от меня отстанут — тогда знакомство, видимо, было шапочным, так? — либо напомнят, где и почему мы знакомы; а вот те, кто продолжают разговор без такого напоминания — это вешалка). (2) разные люди по разному знамениты, объективно. Куздра помнит разговор со Столлманом, но помнит ли Столлман разговор с Куздрой? Тут я в некоторый момент осознал, что иногда (к счастью, редко) могу оказаться в положении более знаменитого партнёра. То есть, кто-то, оказывается, аж с целым мной когда-то общался, и это повод для гордости, а я его нифига не помню. Стыдно становится.

Но да, для "нормальных людей" (с одинаковой памятью на лица и одинаковой знаменитостью) критерий "подтвердить знакомство, поздоровавшись" (но не теснее!) — видимо, критерий.

... Первых ласточек по осени считают ...

Date: 2022-04-24 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] aradan-1.livejournal.com
да, конечно знакомо

Date: 2022-04-24 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ariwch.livejournal.com
Было устаревшим, что? о_О

Всю жизнь использую, если нужно сказать про человека, которого знаю лично, но плохо, абсолютно нормальное выражение. Понятно, ситуация не частая, но всё же.

Date: 2022-04-24 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bodeh.livejournal.com
Вполне знакомо. Хоть и употребляется крайне редко, т.к. хватает слов с тем же смыслом, не требующих знания ушедших реалий.

Date: 2022-04-24 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
В значении знакомства мимолетного, но потенциально поддерживаемого или способного к обновлению \ развитию — распознаётся спонтанно, как характерное для речи середины ХХ века. В активной речи не использую, и от знакомых не слышал давно (круг общения в основном — 50е-70е годы рождения).

Date: 2022-04-24 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] shree-420.livejournal.com
Ничего не говорит. Метафора непонятного происхождения из времен былинных когда показаться на люди без головного убора было как сейчас со спущеной молнией или затяжкой на пушапе выйти.

Date: 2022-04-25 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] anchan-uk.livejournal.com
Нормальное выражение, устаревшим не воспринимается. Но я тот еще динозавр, 50 лет, 30 из которых за пределами страны.

Date: 2022-04-25 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] armagedon-tvp.livejournal.com
Иногда употребляю. Вроде устаревшим не является, люди употребляют (35+).

Date: 2022-04-25 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Я сам этого выражения не использую, но, конечно знаю, и регулярно слышу

Date: 2022-04-25 06:00 pm (UTC)
stiv_sigmal: (Время не ждёт)
From: [personal profile] stiv_sigmal
Хоть и была команда «не варить», но я доварю.
Откровенно говоря, вообще не помню, когда в последний раз встречал это выражение, но при этом абсолютно нет ощущения устарелости. В отличие от какого-нибудь «фанфаронить», которое я знаю что значит, но встречал только в советских книгах и фильмах.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
45 6 7 8 9 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 02:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios