kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
К вопросу о том, как полезна привычка проверять цитаты, в особенности "общеизвестные". Фраза о том, что в некоем утопическом обществе "даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов", давным-давно оторвалась от первоисточника (который, между прочим, все читали) и летает кругами по ноосфере. Я и сам был уверен, что это, кажется, Платон (хотя Платона, между прочим, тоже читал). Но тут мне потребовалось ее процитировать, и я, натурально, как честный пионэр, полез шерстить Платона. И выяснил, что у Платона ее, внезапно, нет. И вообще о рабстве в "Государстве" и прочих поздних диалогах именно в таком контексте речи, похоже, не идет.

Тогда я полез в интернет. В интернете я нашел ЖЖшный пост многолетней давности, который отчасти прояснил ситуацию. https://sezam-lj.livejournal.com/103013.html Оказывается, сама фраза именно в таком виде принадлежит, внезапно, Стругацким (да, вы знали, а я вот нет), и присутствует в путешествии в описываемое будущее в "Понедельнике":

"Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов".

Автор поста дал себе труд отыскать единственное подходящее по смыслу место в "Утопии" Томаса Мора:

"В Википедии почему-то считают, что это цитата как раз из "Утопии". На самом деле у Мора: "Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов". То есть, учитывая, что в рабство там за преступления обращают, не "каждый свободный имеет трёх рабов", а "каждая семья осуществляет трудовое перевоспитание двух преступников" :)",

и под конец задается вопросом:

"Кого же из древних греков всё-таки Стругацкие обстебали в "Понедельнике"?"

Так вот: я, похоже, отыскал если не То Самое Произведение, то как минимум одного из возможных кандидатов (я так понимаю, вполне возможных, поскольку языками Стругацкие владели и доступ к западной фантастике какой-никакой вроде имели, если не ошибаюсь). Это никакая не средневековая утопия (я на всякий случай еще Кампанеллу проверил, ну а вдруг - нет, у него прямым текстом сказано, что рабства в Городе Солнца нет: "Рабов, развращающих нравы, у них нет: они в полной мере обслуживают себя сами, и даже с избытком"), это как раз этот вот мой Кларк Э. Смит, и именно та повестушка "An Adventure in Futurity". Я не раз порывался ее процитировать, но, боюсь, там надо цитировать целиком. Это... это так мило, это так трогательно! Вот да, идеальное будущее (кстати, именно что будущее, причем очень далекое), где абсолютно вся экономика держится на рабстве. Эпизод в "Понедельнике" буквально как оттуда списан, чесслово.

Date: 2022-11-10 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Я замучился искать, кто на самом деле сказал "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Причём, кажется, ответ я нашёл, но с тех пор забыл. Поэтому вещать истину сейчас не буду.

А откуда что берётся у Стругацких -- со стихотворным определением счастья из коллекции Магнуса Редькина история вообще детективная. Но Стругацкие в ней не виноваты -- в их времена сайта архив.орг не было. Подробности здесь, если кому интересно (читать в том числе и комментарии, там самый детектив и разворачивается!)

... Секрет для счастья очень прост ...

Date: 2022-11-10 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я это даже читал, правда, не уверен, что вместе с дискуссией. Как старый матерый филолог, могу сказать, что с возрастом, когда количество прочитанных текстов накапливается, а память чуточку портится (а гугла, чтоб проверить, еще лет пятьдесят как не изобрели), такие вещи случаются сплошь и рядом даже с самыми начитанными людьми (особенно с самыми начитанными). Особенно когда ты этого Лога читал в каком-нибудь сборнике лет десять назад.

А насчет того, чтобы найти цитату в оригинале — помнишь историю, когда цитировали какое-то интервью Бредбери, и потребовали найти цитату в оригинале, а ее не было? А потом выяснилось, что это интервью Бредбери давал русскому журналисту, и оно изначально вышло на русском, то есть это и был оригинал? ;-)

Date: 2022-11-10 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

Не, не помню такой истории. Но, наверное, интересно. Чтобы её оценить, нужно знать хоть что-то про журанилстские стандарты работы, а я не знаю о них ничего. Потом напишу отдельную забавную историю, просто чтобы показать уровень моего незнания. ;-)

К Стругацким: я не сомневаюсь, что Стругацкие честно цитировали Лога, и често дали на него ссылку. А копать дальше они не имели ни возможности, ни моральной обязанности. Вот кого и как "цитировал" (в кавычках или без) сам Лог — интересно.

... Какой я математик? Я флюктуация. ...

Date: 2022-11-13 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Ага, вот это интервью
https://raybradbury.ru/person/interview/2010-AIF-jubilee-interview/
Цитата ""People are idiots. They made a lot of stupid things: costumes for dogs, marketing managers and stuff like the iPhone, getting nothing but a sour aftertaste. If we’d worked to develop science, explore the Moon, Mars and Venus… who knows what the world would have been like? Humanity would be able to travel through space, but it chose consuming instead - drinking beer and watching soap operas" гуглится и по-английски, но первоисточник, оказывается, русский.

Date: 2022-11-10 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nell-2.livejournal.com
"жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"

Помню. Ленин это, Партийная организация и литература. В школе конспектировали, потом в вузе. Одна из любимых советских цитат по поводу цензуры и свободы печати в СССР. Наряду с Шолоховым из нобелевской речи, про то, что нас упрекают что мы пишем по указке партии, но нет, по зову сердца. А сердца наши принадлежат партии.



Date: 2022-11-10 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com
Де Сент-Экзюпери же.

Date: 2022-11-10 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Чорт, это прекрасно. Люблю поиск источников и промежуточных источников :)

Date: 2022-11-10 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Еще бы, тыжфилолог! ;-)

Date: 2022-11-10 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Ы!
Я не знала, что тут у Стругацких был первоисточник

Date: 2022-11-10 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com
Про Стругацких — это очень интересно. Потому что если бы они «честно жили в закрытом СССР», то совпадения их идей с идеями западных фантастов того времени — было бы «зайтгайстом», а так — даже толком и непонятно кто у кого что свистнул.

Date: 2022-11-10 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mansikka01.livejournal.com
Здесь https://arzamas.academy/materials/747 довольно убедительно показано, что Стругацкие как раз имели доступ к западной фантастике

Правда, судить о том, насколько это мог быть именно Кларк. Э. Смит, не берусь, т.к. не знаю, кто это такой :)

Date: 2022-11-10 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com
Извините, но меня от абзаца «Помимо наследия тоталитаризма, писателей волновало современное конформистское общество потребления (пусть и в его советском изводе) — иначе говоря, вопрос, насколько торжество обывательского, «одномерного» образа жизни подтачивает или даже блокирует развитие Просвещения» судороги начинаются.
Я вроде к Азимову отсылки у них находил, сейчас уже не помню. Это довольно трудно ощутимые отсылки, потому что Азимов как и «шел в комнату, попал в другую» — уже давно интегрирован в наши мысли и язык.

Date: 2022-11-10 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
Имхо, странно было бы без отсылок. Учитывая, что западную фантастику (самое известное — А. Нортон) Стругацкие переводили, а к Азимову писали предисловие.
Edited Date: 2022-11-10 07:16 pm (UTC)

Date: 2022-11-10 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com
Ну да, но я вроде пересечения находил и в произведениях, которые у Стругацких сначала выходили. Что Азимов Стругацких читал — тоже возможно, но идея насчет «общего информационного поля» мне больше по душе.

Date: 2022-11-10 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
Вообще да, она (идея) симпатичная. )

Date: 2022-11-10 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com
Угук. Причем как-то эта идея различными любителями биополей была у постсоветских технарей напрочь отбита, хотя если полазить по википедии, то можно много интересного найти: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллективный_интеллект

Date: 2022-11-10 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] levgilman.livejournal.com
А у Смита кто-то позиционирует это будущее как идеальное?
Было бы интересно, если такой персонаж не классический Сторонник Рабовладения, а оно у него именно выпадает из оценочной системы.

Date: 2022-11-10 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Допереведу — скажу. Пока что лирический герой явно от всего в восторге.

Date: 2022-11-14 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] sprinsky.livejournal.com
Вообще-то автор над этим будущим иронизирует через видение ГГ. Там он и по феминизму проехался и по рабовладению и проч.

Date: 2022-11-16 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
А по феминизму-то где?

Никакой иронии, по правде сказать, я там не заметил. Мне кажется, этому автору ирония в целом не свойственна — если не считать, что все его тексты в целом тщательно запрятанная ирония.

Date: 2022-11-16 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] sprinsky.livejournal.com
Да, чуть попутал, про фемимзм у него в других вещах, типа "Монстр из пророчества" и др. А с иронией и сатирой у него всё в порядке. "Великий бог Аффто" например или мифопорнуха в стихах "Соблазн" и куча других, хотя серьёзных красивых ужасов конечно больше, но и в них иногда умудрялся вставлять что-то такое. Ссылок не даю, у вас их ЖЖ режет. Бога Аффто Андрей Бородин перевёл, у него на СИ лежит, "Соблазн" у меня в колонке на ФЛ если интересно, и там же статьи о жизни и творчестве

Date: 2022-11-16 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Спасибо большое еще раз!

Date: 2022-11-11 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Ух ты, у него там еще и Желтый Туман!

Date: 2022-11-14 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] sprinsky.livejournal.com
В смысле Чёрная Гниль?

Date: 2022-11-14 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
Нет... в смысле Желтая Смерть :)

Date: 2022-11-14 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] sprinsky.livejournal.com
А, ну да, успел забыть что и такая была

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 5th, 2026 09:05 am
Powered by Dreamwidth Studios