kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Внимание: это еще не опрос, это только подготовка!

Во-первых, спасибо всем, кто накидал слов. Наверное, пока хватит. Во-вторых, в опросе будут не только блатные словечки, но и из других пластов языка. Будет предложено выбрать один из нескольких вариантов ответа. Примерно так:

"Феня"/"Кочедык" -
нейтральное (нормальное слово, можно употребить в разговоре в любой ситуации)
разговорное/просторечное/диалектное
блатное
жаргонное (например, из молодежного или профессионального сленга), но не блатное
UPD: бранное
не знаю (это слово мне не знакомо, я не понимаю его значения и представления не имею, что это и откуда взялось)

Того, что в скобках, в самом опросе не будет, это пояснения.

Внимание, вопрос! Какие еще нужные варианты ответа я упустил? Сразу скажу: ответов вида "такого слова вовсе нет" не будет, это вариант "не знаю". Вообще включить ВСЕ возможные варианты ответа в опрос нельзя и пытаться это сделать я не буду, потому что большинство отвечающих это только запутает. Но вдруг я упустил действительно что-то важное.

UPD: По итогам уже поступивших комментов сразу дополнительный вопрос залу: делать ли "диалектное/региональное" и "устаревшее" отдельным пунктом или лучше все же оставить в комплекте "разговорное/просторечное/диалектное/устаревшее", чтобы не плодить сущности? Можно вообще все это заменить на вариант "не нейтральное". :-)

Date: 2023-03-29 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Надо бы договориться, что именно значит "блатное" слово.

Date: 2023-03-29 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
То, что лично вы воспринимаете как таковое. Я непременно это уточню, когда буду выкладывать сам опрос. (Меня интересует срез текущего узуса).

Date: 2023-03-29 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com

Ну, лично я не уверен, что правильно понимаю значение этого термина.:) Например, слово может быть одновременно блатным и разговорным?

Date: 2023-03-29 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Если сомневаетесь, пишите, что думаете. Если сомневаетесь совсем, пишите "не знаю". Но я это все скажу потом.

Date: 2023-03-29 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

= Давайте сначала условимся, что такое "народ"?


= Ну, это не просечь без алкоголя! (c)

Date: 2023-03-29 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] yelmanova.livejournal.com

Может «региональное», местечковое - как вариант?

Date: 2023-03-29 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Устаревшее?

Date: 2023-03-29 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Учел, подумаю.

Date: 2023-03-29 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
Для некоторых слов, что там накидали, справедлив вариант " в одном из значений слово вполне литературное, а в другом - сниженная/жаргонная лексика".

Date: 2023-03-29 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com

Военное, специализированное? Типа "маякнуть", "сориентировать".

Date: 2023-03-29 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

Главное — возможность выбрать несколько ответов ;)

Date: 2023-03-29 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Не знаю, надо ли это выделять в отдельную категорию, и как это называется, но есть вроде бы жаргонные слова, которыми не говорят.


Слово "хайп", например. Ни разу не слышала в разговорной речи или интернет-болтовне, даже во времена его популярности. В статьях и постах — сколько угодно, в диалогах нет, не прижилось. Не знаю, как такое называть. Искусственное?

Date: 2023-03-29 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Очень мало. Сейчас эта разница уже не видна, несколько лет назад прямо заметно было: если пишет блоггер или журналист, этот несчастный хайп через каждое слово, зайдешь в комментарии, и нет его, не говорили так.


Наверняка есть примеры и в блатной лексике, но я в ней не разбираюсь, поэтому только подозреваю. Это же язык довольно узкой и замкнутой группы, при заимствовании часть выражений поменяла смысл и употребление, а часть из того, что разошлось в народ как блатное, может быть или из других источников взято, или вообще придумано какими-нибудь сценаристами.

Date: 2023-03-29 08:07 am (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68

Блатная лексика на самом деле очень быстро меняется, т.к. её важнейшая цель — быть непонятной людям непосвящённым: полиции, "фраерам", а так же "завязавшим" бывшим своим. То, что мы знаем — это в основном язык уголовников конкретно Одессы конкретно перед революцией, у которого, на его счастье или беду, оказалось непропорционально много летописцев, сделавших его де-факто стандартом.

Date: 2023-03-29 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

Это называется модным словом "пузырь", или же классическим "профессиональный жаргон" :)

Date: 2023-03-29 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Я не о самОм жаргоне, а об его искажениях.


Как одно время далекие от компьютеров люди назвали системный блок процессором. Процессор в значении "устройство для вычисления арифметико-логических операций", это профессиональный термин. А процессор в значении "черная коробка с кнопкой вкл/выкл, от которой идут провода" — вот это какое? Непрофессиональное явно, но как такое искажение правильно назвать?

Date: 2023-03-29 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

А, ясно — да, хороший вопрос))


Если подумать — по сути это тоже жаргон, просто другой группы с "профессионализмом от обратного"...

Edited Date: 2023-03-29 09:26 am (UTC)

Date: 2023-03-29 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Кочедык — насколько я помню, оправка, на которой сапожник прибивал подметку к сапогу.

Date: 2023-03-30 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я нарочно его воткнул, как незнакомое большинству, но заведомо не блатное.

Нет, кочедык — это инструмент для плетения лаптей (не знаю, как выглядит). То, что вы говорите — это колодка.

Date: 2023-03-30 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] sciuro.livejournal.com
представь себе плоский нож для масла с ручкой, который сделали чуть поуже и изогнули, как ложку или вилку. Это и есть кочедык. бывают похожей формы резаки для татьянки, но этот тупой. Его вставляют между уже переплетенными полосами прута - либо чтобы их затянуть потуже, либо чтобы наоборот втиснуть между ними еще один проход прута. у корзинщиков есть похожая штука.

Date: 2023-03-31 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Слушай, откуда ты это знаешь?
Я знал, что им переплетают прутья для лаптей или корзин (что это инструмент плетельщика) — но и все…

Date: 2023-03-29 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Убедись, что можно выбрать больше одного варианта.
Потому что слово может быть блатным и бранным, например.

Date: 2023-03-29 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
А как ты собираешься различать жаргон и профессионализмы?
«Лох» на языке гопников это блатное словечко или термин из профессионального жаргона?

Date: 2023-03-30 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com

как только появится первый гоп-стоп техникум, можно будет говорить о профжаргоне.

Date: 2023-03-31 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Они есть, просто называются иначе. Там есть, конечно, ученики помладше и постарше, передаётся знание итд. Я буду страшно удивлён, если у гопников нет особых словечек для легкой добычи, опасной добычи, оружия, негодного оружия, полиции итд

Date: 2023-03-29 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] baru-hashem.livejournal.com
Сугубая имха: "региональное" и "устаревшее" — две разные сущности.

Date: 2023-03-31 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Я согласен, но я понимаю, почему для целей этого опроса они идут по категории неважно-это-не-наше…

Date: 2023-04-08 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] baru-hashem.livejournal.com
Я не понимаю цели опроса, но внезапно осознаю, что практически все эти слова для меня — устаревшие, т.е. я уже давно не встречаю их нигде, лексикон сменился. А в моем детстве они были в ходу, причем везде. Не только в фильме "Место встречи изменить нельзя", но и, например, в "Бриллиантовой руке", коя есть милейшее детское кино, героиня Светличной говорит герою Папанова "Ксива, хаза, клиент, гонорар", и всем зрителям понятно, чего это она.

Date: 2023-04-08 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Кстати, отдельно интересно, что ксива и хаза явно слова блатные, а клиент и гонорар формальные…

Date: 2023-03-29 05:33 pm (UTC)
aena_alone: (Морли))))
From: [personal profile] aena_alone
Просто позволь ответить в каментах тем, кто не понял или не согласен. Потом затолкаешь в статистику и их))

Диалектное, устаревшее, просторечное и разговорное — это разные кучки. Но в ответы просторечное вообще не клади, люди не знают, как это, не сталкивались уже.

Date: 2023-03-30 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Как это не сталкивались? Ежедневно сталкиваемся. Только разницу между разговорным и просторечным неспециалист не видит.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 09:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios