kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Ну-с, поехали! Итак: для чего мы это делаем и что хотим выяснить. Мы хотим выяснить, какие слова в современном языке воспринимаются как «блатные», а какие нет. Поэтому для начала - большая просьба: пожалуйста, в сомнительных случаях не пытайтесь проверять себя по словарю и по гуглу. Сперва на опрос ответьте, потом уже лезьте в словарь. Очень вас прошу. Нам (то есть мне и всем, кто будет пользоваться результатами опроса) не надо знать, «как правильно», «как на самом деле», нам важно именно личное мнение носителя языка - то есть ваше. Как вы считаете. Если вам кажется, что слово блатное - пишите, что блатное. Если вы думаете иначе - выберите другой вариант. Если совсем не уверены - пишите «не знаю» (напоминаю, что незнание блатного жаргона преступлением не является ;-)). Да, и еще важный момент: мы сейчас не занимаемся этимологией и историей языка. То есть если, например, слово по происхождению цыганское или из идиш, а сейчас оно блатное - пишите "блатное". Если для вас лично это нормальное еврейское слово - ок, значит, пишите "диалектное". И наоборот: если исторически слово блатное, а сейчас оно (на ваш взгляд) употребляется как обычное разговорное слово - пишите "разговорное". Если для вас лично оно все равно блатное - пишите "блатное".

Дальше: конечно, лучше было бы дать возможность выбрать несколько вариантов ответа. Но это сопряжено с серьезными техническими сложностями. Поэтому - только один вариант. Если «все сложно», пишите в комменты.

Дальше: слов набралось очень много, конечно, хочется впихнуть в опрос их все. Но придется как-то ограничить. Я отобрал в основном те слова, которые (на мой субъективный взгляд) присутствуют в живом языке на данный момент. Для чистоты эксперимента я разбавил их словами из других пластов языка: устаревшими, диалектными и т.п. То есть заведомо не все эти слова блатные, и многие из них точно не блатные. Не пытайтесь угадать, как правильно, просто пишите, что сами думаете.

Вам предлагается выбрать один из следующих вариантов ответа:

нейтральное - нормальное слово, уместное в любой ситуации, хоть в разговоре с детьми, хоть на приеме у королевы; :-)

разговорное - в принципе, тоже нормальное слово, но не уместное в официальных ситуациях (хотя бы в разговоре по работе с клиентом, например);

блатное - то, что вы сами восприняли бы как «блатное», уголовное словцо. Вот что вы считаете за блатное - то и есть блатное. Собственно, весь опрос затеян ради того, чтобы узнать ваше мнение на этот счет;

жаргонное - словечко из сленга, свойственное какой-либо ограниченной группе людей, кроме уголовников. Молодежное, профессиональное, хипповское - все, кроме собственно блатного;

устаревшее либо диалектное - «сейчас так не говорят»/«так говорят деревенские/сибиряки/...» Короче, не нейтральное по параметру «не здесь/не сейчас» (ну, как вариант: «так говорят у нас в...», если вы сами носитель диалекта и отслеживаете это слово именно как принадлежность вашего диалекта);

не знаю - слово вам не знакомо либо вы совершенно не уверены, что понимаете его правильно, и затрудняетесь отнести его к одной из предыдущих категорий.

Вариант «бранное» я по зрелом размышлении решил не использовать: бранным либо оскорбительным может быть или стать слово из любого из вышеперечисленных пластов, в данном случае неважно, бранное оно или нет. Именно бранных слов я в опрос нарочно не включал - у меня и без того словник собрался больше, чем можно впихнуть в опрос.

Предупреждаю: опрос огромный, больше шестидесяти пунктов. Отвечать - не отвечать - дело ваше. ;-)

[Poll #2123961]
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2023-03-30 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] fridada.livejournal.com

У меня почти все слова ушли в разговорные. Так и вспомнилась школьная подруга девяностых годов, которая большую часть этих слов употребляла в каждодневном общении. Отсидевших в ее окружении не было. Но многие ее друзья-приятели были гопниками, и эти слова для них реально являлись разговорными. Многие и я тогда подцепила и до сих пор воспринимаю их нейтральными. В официальном тексте не напишу, а сказать — скажу, в любом окружении, не задумаюсь даже.

Date: 2023-03-30 10:03 am (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
> Но многие ее друзья-приятели были гопниками, и эти слова для них реально являлись разговорными

Дык, что для блатного (или движущегося в этом направлении гопника) разговорное — то для фраера блатное.

(no subject)

From: [identity profile] lynx9.livejournal.com - Date: 2023-03-30 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lr-eleran.livejournal.com - Date: 2023-04-04 09:31 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com

Сложно отвечать: если знать этимологию слова (какой-то вариант этимологии), то рука тянется к одному пункту, а если иметь в виду современное словоупотребление — то к другому. Сингулярность, итить-колотить!
В данном случае сингулярность — это не модное ругательство, а прямое значение слова: изменения в обществе проходят настолько быстро, что «опережают скорость звука», точнее адаптацию общества к этим изменениям. Общество становится более связным и плотным, скорость передачи возбуждения растет, и растет дальность его распространения, возникают отражения и переотражения, и их интерференция. То есть скорость звука — это скорее всё-таки более отдаленная аналогия.

Date: 2023-03-30 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com
А "хавать" в смысле "есть"? И "надуть" — " обмануть"?

Date: 2023-03-30 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] chelovetz.livejournal.com

Лично мне не хватило уточнения по слову "откинулся". Если с зоны — то блатное, но неоднократно слышала его в употреблении "помер" — и это уже разговорное.


Date: 2023-03-30 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sestra-milo.livejournal.com

А я вообще подумала, что откинулся на спинку стула...

(no subject)

From: [identity profile] ikadell.livejournal.com - Date: 2023-03-30 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sestra-milo.livejournal.com - Date: 2023-03-30 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikadell.livejournal.com - Date: 2023-03-30 05:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elvit.livejournal.com - Date: 2023-03-30 06:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
Что такое "шурушки" ? Видимо, диалектное ?

Date: 2023-03-30 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
А это для калибровки ответов, хехе.

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2023-03-30 12:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com - Date: 2023-03-31 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2023-03-31 07:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Имхо, пропущен вариант "устаревшее жаргонное".
Типа "так говорила молодежь во времена оны"

Date: 2023-03-30 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] murdalak.livejournal.com
Только теперь поняла, в чём засада: для тех, кому не зашквар употреблять в разговорной речи что-то блатное, границы между блатным и разговорным практически нет. Слово и слово, иногда очень меткое, нет смысла подбирать эвфемизмы.

Date: 2023-03-30 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Ну вот для меня зашквар* употреблять слово "зашквар". Сейчас этот эффект перебит возможностью скаламбурить, но именно что перебит, он никуда не исчез от этого, это разово. Но я не уверен, что критерий "я не хочу этого слова употреблять" тождественен критерию "это блатное слово".

*Может быть. Не уверен, что правильно понимаю смысл слова. Одно из характерных свойств блатного жаргона -- у слов ПРИНЦИПИАЛЬНО отсутствуют точные определения. Ибо это определялка "свой-чужой", а кто ж ответы на вопрос экзамена выдавать будет? "Ненавижу эту страну"

... Последний смех останется за нами ...

(no subject)

From: [identity profile] murdalak.livejournal.com - Date: 2023-03-30 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] murdalak.livejournal.com - Date: 2023-03-30 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slobin.livejournal.com - Date: 2023-03-31 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] murdalak.livejournal.com - Date: 2023-04-01 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2023-03-30 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikadell.livejournal.com - Date: 2023-03-30 05:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com
Похоже, для меня градации "блатное" больше нет. Всё, кончилась. Теперь иерархия по "степени неформальности" выглядит как "нейтрально" - "разговорное" - "жаргонное" (с ответвлением в сторону "диалектное или устаревшее", которое отдельно). О границей между разговорным и жаргонным я иногда не уверен, но "жаргоннее чем жаргонное" просто не бывает, всё, приехали.

Гм, подумав. (Да, написание комментариев забавно тем, что думаешь прямо в процессе). Возможно, "блатным" называется то, что "я сам употреблять не стану" (но в речи других пойму и не поморщусь). Но не факт, что это то же самое. Вот не знаю, стоит ли с такими установками отвечать на опрос.

(и да, я понял, что вопрос на личные ощущения, а не на знание этимологии: про этимологию я довольно эрудированный, но мы же не эрудицией меряемся?)

... Великий, могучий и шершавый русский язык ...

Date: 2023-03-30 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
"Вот не знаю, стоит ли с такими установками отвечать на опрос."

Стоит. Ты же не один такой. Это тоже один из вариантов восприятия носителей языка.

(no subject)

From: [identity profile] slobin.livejournal.com - Date: 2023-03-30 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2023-03-30 06:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
У меня есть такое чувство, что слово "галимый/голимый" я знаю несколько не в том употреблении, в каком вижу его иногда в сети. Поэтому поставила "диалектное".

Date: 2023-03-30 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Часть слов имеет вполне нормальные нейтральные значения. Например, кинуть мяч, надуть шарик. С такими - как надо было? Я их все отнесла в нейтральные, потому что употребляю в основном именно в нейтральных значениях.

Date: 2023-03-30 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] raniel-glorlas.livejournal.com

Поняла, что возможно не совсем верно отвечала. Потому что для меня они почти все жаргонные (даже хотя уже не очень современные, но всё же молодёжные). Ну то есть, возможно, мне исходя из правил данного опроса можно было бы запихнуть их в "разговорные", но для меня непрошибаемо "разговорный" это просто "не высоколитературный". А эти слова из серии "употребляю, и все вокруг употребляют, но в формальной ситуации употреблять было бы неловко". Но тут для меня очень размытая граница. Жаргон, но массовый.

Edited Date: 2023-03-30 12:59 pm (UTC)

Date: 2023-03-30 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] raniel-glorlas.livejournal.com

Вспомнилось, как давным-давно мне сестра объясняла, кто такие неформалы, а я из её объяснений не могла понять - а формалы тогда кто, и существуют ли они вообще? В общем, по моим ощущениям, это получается как раз жаргон неформалов))).


(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2023-03-30 02:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mfrid.livejournal.com

Мда, видно, как много "бывших блатных" слов стали нейтрально-разговорными. Для меня чисто "блатными" остались (в основном) имеющие прямое отношение к криминалу. И еще я заносила в "диалектное или устаревшее" слова, которые знаю как скорее разговорные, но ни разу не слышала, чтоб так говорили вживую.

Date: 2023-03-30 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
Да, точно. Как "блатные" четко опознаются те, которые явным образом ассоциируются с криминалом.
Если, например, "нычка" может быть нейтральной (кошка заныкала мячик), то она уже и не блатная.

(no subject)

From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com - Date: 2023-04-03 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mfrid.livejournal.com - Date: 2023-04-05 10:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lynx9.livejournal.com

прелестно.


Я кажется понимаю направление мысли: куча слов изначально блатных перелезли в обычный разговорный язык. Напишите потом телегу по впечатлениям :)

Date: 2023-03-30 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com
И одновременно куча слов из еврейского языка идиш перестали восприниматься как жаргон и стали разговорными.

(no subject)

From: [identity profile] falcina.livejournal.com - Date: 2023-03-31 05:53 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
нет возможности аккуратно нажимать на кнопки, но для меня все блатные, кроме штук шести.

Date: 2023-03-30 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
Да, было бы интересно сравнить с результатами подобного опроса до 90-х годов. А еще интереснее с довоенными (до 1941 г), но там-то точно почти все эти выражения либо блатные, либо имеют другое и чисто нейтральное значение.

Date: 2023-03-30 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
До 41 года части этих выражений вообще не существовало.

Date: 2023-03-30 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Для меня почти все эти слова устаревшие. Не настолько, чтобы их не понимали, но в устной речи слова "чмо", "чувак" и "ксива" в последние лет 15 как-то не очень употребляются. Они чем-то похожи на слово "ребята", которое здесь обсуждалось раньше. Вроде бы, знакомое слово, но не употребляют его сейчас, или почти не употребляют.


Я попробовала вспомнить, что я вообще знаю о более современном уголовном жаргоне, оказалось, очень мало.


Несколько лет назад был скандал с банком Тинькофф, который запустил в незапрещенном еще инстаграмме рекламу в уголовном стиле. Тогда это разошлось широко, много кто цитировал все эти "Вечер в хату" и "Чифирь в радость", но там не столько слова, сколько фразочки.


И совсем недавно мне попалось утверждение, что слово "людское" в речи — это четкий маркер, что человек сидел. Не знаю, насколько правда. Но получается, что процесс просачивания жаргонизмов в общую речь очень долгоиграющий.

Date: 2023-03-30 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
"Чувак" очень часто раньше в видела в любительских переводах, почему-то именно так всегда переводили dude.

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2023-03-31 11:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2023-03-31 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2023-03-31 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2023-03-31 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2023-03-31 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2023-04-01 02:18 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Мне кажется ты зря не снабдил уточнениями слова, которые в качестве омонимов очевидно нейтральные. Типа откинуться в значении умереть, расколоться в значении выдать информацию.
Откинуться можно на спинку стула, расколоться может миска при падении, итд.

С огромным интересом наблюдаем (оба) а лично от меня отдельное спасибо за гвалт:)

Date: 2023-03-30 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] fair-lady.livejournal.com

Хм. А я вот "откинуться" понимаю как "освободиться из мест лишения свободы".

(no subject)

From: [identity profile] ikadell.livejournal.com - Date: 2023-03-31 01:50 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com

Не совсем понятна цель исследования. Уверяю, на фене сейчас никто не разговаривает. Блатные слова давно стали жаргоном, а знакомые воры в законе, говорили на чистейшем русском, без примеси блатных словечек. Но могли и на фене. Да и в тюрьмах говорят не таком же языке, как и в быту.

Date: 2023-03-30 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Коротенко (from livejournal.com)

Практически все слова отнес к разговорным, впрочем наша либеральная интеллигенция так и говорит, видимо не зря Сталин организовывал спайку воров и политических. Взаимно интегрировались

Date: 2023-03-30 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] Ник То (from livejournal.com)
Ни разу не выбрал вариант "нейтральное"
Очень интересный опросник получился. Про себя много узнал))

upd
Еще комментарий.
Забить — для меня чисто студенческое слово, жаргон. Но использую потому что привык.
Ксива — для большинства блатное слово, но не для тех, кто связан с правоохранительными органами. Для них это жаргон.

Эх, по некотрым словам переголосовал бы в сторону устаревания. Но будем считать это статистической погрешностью.

upd 2
Еще я бы добавил в опросник позицию "слово-паразит". То есть используется без придания ему первоначального смысла. Например — "ништяк" в качестве одобрения, как слово "ОКей".
Edited Date: 2023-03-30 07:18 pm (UTC)

Date: 2023-03-31 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
Мне кажется, "ништяк" в значении "всё отлично" уже лет 20 как не употребляется, если не все 30, это что-то из хиппарского жаргона. А вот "заточить ништячок" можно и сегодня :)
Edited Date: 2023-03-31 03:23 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] bird-of-feather.livejournal.com - Date: 2023-04-03 02:09 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dina-s-fizteha.livejournal.com
Вот я слово ксивник ощущаю несколько приблатнённым, но синонима так и не могу придумать. Кошелёк не то. Бумажник — для формата на верёвочке на шее тоже как-то не очень. Как его ещё назвать?

Date: 2023-03-31 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com

Вроде это из хипповских кругов, — ксивник это то что обычно носят в комплекте с хайратником.


(Хотел бы сказать что не знаю что значат эти вещи, но увы мне я их видел хотя особо и не таскал, несмотря на наличие ксивы и хайра)

(no subject)

From: [identity profile] dina-s-fizteha.livejournal.com - Date: 2023-03-31 06:07 am (UTC) - Expand

Date: 2023-03-30 08:55 pm (UTC)
vladimir000: (Default)
From: [personal profile] vladimir000
Я тоже в некотором смятении отвечал, вопрос куча-не куча проходит и по разделу "нормальное-разговорное", и "разговорное — жаргонное", и "жаргонное-блатное". Диалектное-устаревшее вообще от другой стенки — откуда мне знать, человек употребляет Х потому что он хорошо сохранился или потому что приехал из дальнего региона? :)

В результате провел первую границу где-то не по "официальному приему у королевы", а "написать во внутренней рабочей переписке, не предполагающей показа посторонним", вторую — по "можно ли ожидать, что случайный встречный значение слова знает", третее — употребляется ли слово среди субкультур в которых собственно уголовников не больше чем в обществе в среднем (ну, как я себе представляю, конечно)

Date: 2023-03-30 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Ну насчёт того что там говорят нынче в официальной обстановке. Ты поэтому не включил слово "дебил" (ы, блять (ТМ)? :)))

И надуть можно и шарик. То есть я ответила исходя из того, что ты имел в виду синоним "обмануть". Гнать туда же — можно самогон, можно противника, можно лажу.
Edited Date: 2023-03-30 09:11 pm (UTC)

Date: 2023-03-31 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Для некоторых слов стоило бы пояснить конкретное значение: так, "кинуть" как синоним "бросить" относится к нейтральным, а "кинуть" в значении "обмануть" - к разговорным/блатным. В списке несколько таких многозначных слов.

Date: 2023-03-31 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] falcina.livejournal.com
Оказывается, у меня сбитое восприятие. Большинство этих слов я узнала от ролевиков/неформалов/последних реликтовых хиппи, которые почему-то совершенно не чурались блатной лексики. А потом мне бабушка объяснила, что большинство "модных нефорских словечек", которые я по-неофитски восторженно употребляла — старые и пришли из тюремного жаргона.
Теперь сидела и думала над каждой строчкой — куда ткнуть. Я знаю это слово и как жаргонное и как блатное.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 09:05 am
Powered by Dreamwidth Studios