kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
А вот скажите мне, о мудрые, как выглядел sword, который носил капрал британской пехоты в 1890-затертом году? Точнее, картинку-то я нашел - это "меч с корзинчатой гардой". Но как он, собственно, называется по-русски? Шпага? Палаш? Ну не "меч" же, в самом деле? https://en.wikipedia.org/wiki/Pattern_1897_infantry_officer%27s_sword

Date: 2023-06-02 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] baylanto.livejournal.com

Слово "Шпага" вызывает у непросвещенного в оружии читателя скорее образ рапиры — тонкого колющего оружия без рубящей функции. Так что когда мне в одной повести потребовалось обозначить вот такой меч, я назвала его палашом.

Date: 2023-06-02 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Слово "палаш", конечно, приходит на ум первым. Но палаш — это рубящее оружие кавалериста, и я боюсь ошибиться.

Date: 2023-06-02 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] baylanto.livejournal.com

мне кажется, в вики статья "шотландский палаш" относится именно к упомянутому вами оружию. Там написано "Его варианты быстро распространились по Англии и Ирландии, в частности использовали в британской армии в качестве оружия офицеров, однако за пределами английских владений он не приобрёл значительной популярности."


Date: 2023-06-02 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] shur-ik.livejournal.com

Да, старые палаши могли иметь двустороннюю заточку (как на иллюстрации). Но от шпаги они отличались более широким лезвием (ближе к сабле или мечу). Позднее палаши имели заточку только одностороннюю. Всё правильно: довольно тяжёлое рубящее оружие именно кавалериста.

Date: 2023-06-06 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] armagedon-tvp.livejournal.com
Скорее вы правы "палаш" причем их видов довольно много.

Date: 2023-06-02 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] shur-ik.livejournal.com

Шпага как есть, классика.


Не палаш — у палаша шире и тяжелее клинок.


Не сабля — двусторонняя заточка относительно узкого прямого клинка.

Date: 2023-06-02 12:56 pm (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
Не мир принёс я вам, но меч с корзинчатой гардой!

Date: 2023-06-02 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] xou-chan.livejournal.com
В каком-то из переводов Корнуэла кажется был палаш.

Date: 2023-06-02 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sanchos-f.livejournal.com
Устоявшейся универсальной терминологии просто не существует. Но по-русски это, всё-таки, палаш.
Теоретически, можно, конечно, написать "шпага", но тогда у читателя перед глазами совсем другая картинка возникнет.

И кто сказал, что палаш — обязательно оружие кавалериста?
Так можно и про саблю сказать — и что теперь, если спешился — то уже не сабля?

Прямой колюще-рубящий клинок с гардой в виде чашки или корзинки, но не шпага — палаш.
А дальше уже вариантов бесконечное множество.
Edited Date: 2023-06-02 01:09 pm (UTC)

Date: 2023-06-02 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Имхо — палаш; шпага тащит другие ассоциации.

Date: 2023-06-02 01:52 pm (UTC)
livelight: (hot)
From: [personal profile] livelight
Надо писать "мушкет"! Это то, чем мушкетёры дрались :)

Date: 2023-06-02 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] cruunch.livejournal.com
Elizabethan Rapier ?
https://www.history.com/shows/forged-in-fire/articles/forged-in-fire-season-1-blades
Между молотом и наковальней / Forged in Fire — 1 сезон, 6 серия - Елизаветинская рапира. Bladesgiving. The Elizabethan Rapie

Date: 2023-06-02 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] goldenhead.livejournal.com

Тесак? ( быстро прячется в овраг)

Date: 2023-06-02 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Секач.

Date: 2023-06-02 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vishniakov.livejournal.com

Вот да, палаш.
Может и неправильно, но шпага — это то, к чему прилагался Д'Артаньян, меч — к чему прилагался Илья Муромец или римский воин (по историческому контексту), сабля — изогнутая. А прямое, но не шпага — палаш, ибо больше нечему.


Ну да, "браслет с рыбами" (с) детектив Босх ("Босху пришлось описывать браслет таким образом, каким, по его мнению, сделали бы это другие копы, составляя опись ювелирных изделий, похищенных в результате ограбления или кражи со взломом. Он описал браслет просто как «старинный золотой браслет с резными дельфинами из нефрита». Нажал клавишу, запускающую поиск, и через тридцать секунд на компьютерном экране появились слова: «Не найдено». Он попробовал еще раз, впечатав «браслет из золота с нефритом», и снова ткнул в клавишу поиска. На сей раз выскочило 436 попаданий. Слишком много. Требовалось сузить зону поиска. Он напечатал: «золотой браслет с нефритовыми рыбами». Шесть попаданий. Это уже больше подходило."), но что поделаешь. Иначе поймут превратно. Уж я бы то точно.

Date: 2023-06-02 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lepus-martius.livejournal.com
Палаш.

Посмотрите на фото дореволюционных палашей офицеров Российского императорского флота — уж моряков то сложно к кавалерии отнести ;)

Да и шотландцы в большинстве своём на протяжении веков исторически сражались в пешем строю.

Date: 2023-06-03 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] shur-ik.livejournal.com

"Морской палаш Русского Императорского флота" имел одностороннюю заточку и несимметричный кончик клинка.


На иллюстрации — конкретно шпага.


В целях литературного перевода можно клинок обозначить как угодно — хоть палаш, хоть секач, хоть рубило, лишь бы у читателя сложилось верное впечатление об образе героя.

Date: 2023-06-03 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] lepus-martius.livejournal.com
Насчёт кончика вы правы.
Насчёт лезвия не вполне. Дело в том что мы, как я понял, смотрим на более позднюю модель 1892/1897г., про которую пишут, что она была в значительной мере переориентирована с рубящего действия на укол. Однако, действие происходит на несколько лет раньше принятия на вооружение новой модели (которая, тем более, далеко не сразу заменила все более ранние образцы). И получается, что у героя была предшествующая модель 1845г. с односторонней заточкой. Но зато с чуть изогнутым клинком, так что можно было бы назвать и саблей при желании ;)

В целом, на мой взгляд, как раз палаш будет наиболее соответствовать упомянутому образу (так то, сферически и без привязки к конкретной модели, моя первая ассоциация для пехотинца была бы вообще тесак).

UPD Добавлю отдельным «подозрительным» комментарием ниже ссылку на информативную статью.

Date: 2023-06-03 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] lepus-martius.livejournal.com
Собственно, статья.
https://www.antique-swords.co.uk/1845-wilkinson-style-sword-blades

Date: 2023-06-02 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_aleine_/
https://mihalchuk-1974.livejournal.com/175817.html

Date: 2023-06-02 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] canisterribilis.livejournal.com
Палаш, однозначно.

Date: 2023-06-02 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] nartin.livejournal.com
У нас это лучше назвать палаш (хотя так-то технически оно шпага :)))
Он не только для конного боя, пешие тоже вовсю использовали. В Российской империи аналогичный воинский чин носил саблю, это уж ты никак не притянешь к картинке :)

Date: 2023-06-02 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Антиквары не имеют единого мнения по этому вопросу:


вот тут это шпага:

Шпага английская офицерская пехотная обр. 1897 года (49751)

Артикул: 49751Страна: ВеликобританияДатировка: 1910-1936 гг.ОригиналОписание: Клинок стальной, прямой, однолезвийный, с одним долом с обеих сторон до середины клинка. Боевой конец двулезвийный. На клинке травлением нанесены сюжеты на растительную тематику и буквы «GR V» под короной (монограмма короля Георга V), с другой стороны изображен английский герб под короной. Эфес состоит из рукояти и гарды. Рукоять деревянная, обтянутая рыбьей кожей, по желобкам перевита проволокой. Гарда стальная, с одной защитной дужкой, плавно переходящим в широкую чашку рукояти. На чашке рукояти изображена монограмма Георга V под короной. Спинка рукояти стальная. В головке рукояти расклёпан хвостовик клинка и задекорирован шариком. Ножны металлические, обтянутые коричневой кожей (для ношения вне строя). Прибор ножен состоит из устья со скобой и башмака. Клейма: С одной стороны: надпись «Рroved» на латунном медальоне в шестиконечной звезде (клеймо производителя).Сохранность: Предмет находится в хорошем коллекционном состоянии, потёртости на клинке и ножнах. Проволока на ножнах ослаблена.

meshok.net

А вот тут — палаш:

Палаш английский офицерский образец 1897 года | Магазин военного антиквариата Ватерлоо

Палаш офицерский пехотный образца 1897 года. Англия, Великобритания, эпоха короля Георга V (1910-1936 гг.).

waterloo-collection.ru

Хотя речь, очевидно, об одном и том же образце оружия.


Я бы выбрал все-таки "палаш", поскольку у шпаги совершенно другие коннотации.


И кстати, офицерские шпаги примерно того же времени в других странах заметно отличались (главным образом, эфесом и шириной клинка).

Date: 2023-06-02 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] jno2004.livejournal.com

Шашка. Палаш всё же односторонний. А у унтера - так и тесак.

Date: 2023-06-02 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] jno2004.livejournal.com

А шпага (спада), как и прочий шверт - это всё сворды. Как и рапира.

Date: 2023-06-02 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com

Скорее шотландский палаш он носил. Он может быть с обоюдоострой заточкой, как шпага. С корзинчатой гардой мечей собственно не много. Специфичное оружие, а к концу 19 века так чисто скорее парадное.

Date: 2023-06-03 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] aradan-1.livejournal.com

Палаш, скорее всего шотландский. Пехотный офицер мог носить то, можно назвать тесаком

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 02:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios