kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
За что люблю художественную литературу - за то, что она способна вобрать в себя практически все. Критики и знатоки, конечно, изойдут на говно, но, как сказал наш классик, каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит - как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить. Именно за счет этого художественная литература как вид искусства совершенно бессмертна - она меняется со временем так, как надо этому времени, под громкие рыдания, что литература в очередной раз умерла. Хрен там был: не умерла, а мутировала, и сквозь комиксы и "клиповое мышление" снова и снова прорастают архетипы времен Гомера.

Ну, положим, театр изначально, почти с самого своего появления был органичной частью литературы. Но вот появился у нас, допустим, кинематограф. И литература - часть литературы, та, которой это было надо, - сделалась кинематографичной. В первую очередь, конечно, всякие бегалки-стрелялки, но и не только. "Марко Феррери как-то сказал, что мои диалоги кинематографичны. Они длятся ровно столько времени, сколько заявлено. Еще бы! Если у меня герои начинают беседовать по пути из трапезной на церковный двор – я слежу за ними по плану и, когда вижу, что они уже пришли, обрываю разговор" (Умберто Эко "Заметки на полях "Имени розы"). Думали ли о таком авторы до эпохи кинематографа? Думали, несомненно - но только драматурги. Авторам романов оно было без надобности - а как понадобилось, так и стали думать, конечно.

А вот эта моя книга, что я сейчас перевожу - в ней отчетливо чувствуется влияние культуры фанфиков. Это при том, что фанфик сам по умолчанию вторичен по отношению к литературе (ну а кинематограф что, не вторичен? В конце концов, за любым фильмом, кроме разве что "Прибытия поезда", стоит какой-никакой сценарий...) Тем не менее фанфик - нечто отдельное по отношению к литературе, и у него свои законы, которые, может быть, пока не описаны или описаны недостаточно полно, однако отчетливо ощущаются всеми, кто внутри этой культуры. Фансервис. "Почесать кинки". "Что одному кинк, то другому сквик". Вот это все. Фанфик, в отличие от "настоящей литературы", даже самой дешевой бульварной литературы, всегда создается в плотном взаимодействии с читателем, зачастую по прямому заказу (на холиварке целая ветка есть: "а напишите мне, как..." - и ссылки на выполнение запросов). В этом отношении фанфик сродни ролевой игре: нет жесткого деления на "авторов" и "читателей", нет тех, кто на ярко освещенной сцене, и тех, кто смотрит из темного зала, все отчасти актеры и отчасти зрители, любой может подняться на сцену и сыграть, если захочет и осмелится, места и времени хватит на всех.

Вот в этой книге, несмотря на то, что она вполне себе большая литература, пожалуй, куда более литература, чем многое из того young adult, что мне приходилось переводить в последние лет пятнадцать (если сравнивать, я бы ее поставил, пожалуй, на уровне лучших текстов Дианы Уинн Джонс или Питера Бигля - заметьте, я не сказал, что оно ПОХОЖЕ на Джонс или Бигля, оно совершенно не похоже, я только про уровень текста), очень чувствуется влияние этой культуры фанфиков. Не знаю, пишет ли фанфики сама автор (думаю, что пишет, отчего бы и нет, фанфики дело такое), но в культуре этой она, несомненно, поварилась достаточно, чтобы пропитаться ею по уши. Я даже не возьмусь сказать, отчего я так думаю. Поэтика фанфика, как я уже сказал, не то, чтобы описана полностью и внятно (может, где и описана, но я этих работ не читал). Но оно чувствуется. В самом построении текста, в том, как чередуются отдельные эпизоды, смешные и страшные, в том, как посреди сущего кошмара вдруг ни к селу ни к городу всплывает шутка, внезапно разряжающая атмосферу - не снимая происходящего ужаса. Ужас, ужас, каламбур, стекло, стекло, смешной эпизод, смешной эпизод, каламбур, ужас, флафф, шутка, СТЕКЛО, СТЕКЛО, СТЕКЛИЩЕ!!! Нормальные книги так не пишутся. Ну ок, нормальные книги всякие бывают, Лоренс Стерн вон и не такое умел (хотя кто сказал, что Лоренс Стерн нормальная книга, Лоренс Стерн хуже любого фанфика!) - нормальные популярные книги так не пишутся. А фанфики только так и пишутся. Главное, предупреждения выставить. Я бы издавал эту книгу не иначе как увешав всеми положенными предупреждениями. Флафф, ангст, PWP, упали-потрахались, смерть персонажа, trigger warning итогдалие по списку.

Date: 2024-05-13 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Очень интересно.


"Ужас, ужас, каламбур, стекло, стекло, смешной эпизод, смешной эпизод, каламбур, ужас, флафф, шутка, СТЕКЛО, СТЕКЛО, СТЕКЛИЩЕ!!!
С другой стороны, тот же Пратчетт, например, мне кажется, в норме делает то же самое — в каком-нибудь Thud посреди хоррора вылезает гэг, герой умиленно вспоминает маленького сынишку, вокруг продолжает твориться кровавый ужас, стекло-стекло-стекло, ну вот и полетали. Возможно, это что-то, на что изначально оперлись сами фанфики и начали успешно воспроизводить, так что теперь это может восприниматься как свойство фанфиков.


Date: 2024-05-13 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да, с Пратчеттом нечто общее есть, кстати. Но это только одна из особенностей, я все просто перечислять и не собирался.

Оффтоп: слушай, у тебя все эти твои исследования по источникам — по тэгу "Англия моя"? Мне тут ссылку дать надо...

Date: 2024-05-13 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Да, по этому тэгу. Если человеку нужно что-то по конкретной теме, а у меня нет или не видно (я по техническим причинам некоторые посты убирал подзамок), можно меня потыкать.

Date: 2024-05-13 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Ага, спасибо!

Date: 2024-05-13 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] amarinn.livejournal.com

***нормальные популярные книги так не пишутся.***


"Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал":)))

Date: 2024-05-13 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Апулея-то всякий охотно прочтет! (По-моему, все же "украдкой", а не "охотно").

Date: 2024-05-13 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] amarinn.livejournal.com

Пошла проверила — прям действительно "охотно":)


Но суть же та же — кинки ради кинков. Ну, сверху, плюс-минус благочестивое обоснование приляпано, но явно же не ради него аудитория это все читала:)

Date: 2024-05-13 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] emmy-l.livejournal.com
Лоренс Стерн — это не просто хуже фанфика, "Тристрам Шенди" ещё и двести пятьдесят с лишним лет, как ongoing. "И схватил горничную за..." — и на этом всё, самый длинный клиффхенгер в истории. Ну или один из самых. :)

Date: 2024-05-13 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Ну, этот уже не допишет точно...

Date: 2024-05-13 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] fbpa.livejournal.com

стекло — это такой термин?

Date: 2024-05-13 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да. "Стекло" — это сокращение от "поесть битого стекла", то есть некая ситуация, мучительная как для персонажей, так и для читателя.

Date: 2024-05-13 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] fbpa.livejournal.com

О боже. Теперь я знаю, как это называется.


Спасибо

Date: 2024-05-14 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com

Русская литература состоит из страдания. Страдает или персонаж, или автор, или читатель.


А если все трое - то это шедевр русской литературы.

Date: 2024-05-14 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] lr-eleran.livejournal.com

И в примечаниях расшифровку терминов из культуры фанфиков. Их не все знают.

Date: 2024-05-15 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
В книге их очень мало, там, где попадались, я расшифровал.

Date: 2024-05-13 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com

И литература - часть литературы, та, которой это было надо, - сделалась кинематографичной.


==========================================================================


Забавно, что в голове у людей остается, я эту цитату из Эко помню и люблю, но только сразу после "Еще бы!" и относила это свойство к хорошему факт-чекингу.


Я сама с часами не проверяла, но у Алданова действие "Ключа" и "Бегства" происходит в той части Петербурга, где я плюс-минус всю жизнь живу, так вот примерно то же ощущение, что диалог длится столько времени, сколько люди идут или едут из п.А в п.Б (и это два разных времени). И после Эко я Алданова за это зауважала вдвойне.


Date: 2024-05-13 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Мне кажется, это еще одна из вещей, которые у автора могут быть просто по умолчанию. Точно так же, как видеть/не видеть картинку, которую описываешь. Я всегда считал тайминг, темп и ритм.

Date: 2024-05-13 11:08 am (UTC)
From: [personal profile] borisk (from livejournal.com)
Я бы предпочёл эти анонсы на отдельном вкладыше. Чтобы можно было выбросить не читая.

Какое-то неуважение к читателю, типа закадрового смеха в ситкоме.

Date: 2024-05-13 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
При всем моем уважении, боюсь, основная целевая аудитория этой книги все-таки не вы. А ЦА к таким вещам попросту привыкла.

Date: 2024-05-13 11:41 am (UTC)
From: [personal profile] borisk (from livejournal.com)
Я и не настаиваю.

И даже против смеха за кадром ничего не имею.

Date: 2024-05-13 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
Да уж, фанфики — это все-таки очень прикладная вещь. "Хочу сейчас прочесть: куча тэгов". Вспомнились срачи на тему "прописать ворнинги/слить интригу".

Имхо, когда фанфики (и ориджи) пытаются отбросить вот это вот все и приблизиться к боллитре, они при этом теряют свою терапевтичность и часть, ммм, функционала.

Date: 2024-05-13 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com
> ну а кинематограф что, не вторичен? В конце концов, за любым фильмом, кроме разве что "Прибытия поезда", стоит какой-никакой сценарий

Тогда и балет, выходит, вторичен по отношению к литературе. За каждым балетом стоит либретто.

Date: 2024-05-13 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com

3 акт. Свадьба. Все танцуют.

Date: 2024-05-15 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Вообще-то в балетном либретто "все танцуют" выглядит не так...

Date: 2024-05-15 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com

В либретто может и не так, но в летних спектаклях American Ballet Theater в программах так часто пишут.

Date: 2024-05-13 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Флафф, стекло, PWP и вот это вот все...

Date: 2024-05-13 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

Про дноклов как раз вчера был вопрос в "Своей игре". Взяли.

Date: 2024-05-13 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Ну, дноклы-то, понятно, оДНОКЛассники. А вот остальное...

Date: 2024-05-13 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

Вот про дноклов я никогда бы не догадался. Когда я лет десять назад общался со школьниками, они так не говорили. Вот "рофл" в интернете, по-моему, знают все. А кринж легко угадывается по контексту.

Date: 2024-05-13 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Да, "рофл" еще во времена ФИДО было.

Date: 2024-05-14 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Рофл и был только в интернете, цивилы (жившие "в миру", не интернетчики) не говорили рофл или лмао и не образовывали глагол рофлить. Это уже новенькое, лет наверняка не более 15. Кринж в современном значении точно слово новое - кринжконтент попер в американском интернете примерно 10 лет назад, в начале 2010х, а т.к. национальные интернеты лишь эпигоны, раньше этого слова не могло возникнуть. Тем не менее оно уже обрусело, мне встречался глагол "кринжевать".

Date: 2024-05-14 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
Вот я данный пост прочла примерно так же, как этот текст :) Напичканный словами, которые я вижу впервые в жизни. Причем в приведенном выше диалоге школьников хотя бы можно догадаться, о чем речь (по принципу "глокая куздра"), а в посте явно используются термины, но их значение надо гуглить (а поскольку это субкультура, то в обычной, гражданской Википедии ответов не будет, нужна некая энциклопедия по субкультуре, типа Лурка, но не Лурк).

Date: 2024-05-15 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я кидал ссылку в свое время... https://ficbook.net/tags "Стекло" там точно есть.

Date: 2024-05-13 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"В самом построении текста, в том, как чередуются отдельные эпизоды, смешные и страшные, в том, как посреди сущего кошмара вдруг ни к селу ни к городу всплывает шутка, внезапно разряжающая атмосферу - не снимая происходящего ужаса. Ужас, ужас, каламбур, стекло, стекло, смешной эпизод, смешной эпизод, каламбур, ужас, флафф, шутка, СТЕКЛО, СТЕКЛО, СТЕКЛИЩЕ!!!"

Бывают и фильмы, снятые по этому рецепту. Например, "Синий бархат" Дэвида Линча. Меня от него просто тошнит - именно из-за этого чисто механического чередования эпизодов разной эмоциональной окраски.

Date: 2024-05-13 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Мне вот и на фейсбуке пишут, что это скорее киношное, чем из фанфиков. Но есть нюанс. Как любой художественный прием, это можно сделать хорошо — и это можно сделать плохо. Вот здесь у меня это хорошо. Уместно.

Date: 2024-05-14 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Вся объективная низость фанфика супротив исходника — его заведомая вторичность. Другие недостатки сугубо субъективны.


Так, мимохожий автырь (зачастую юный и женский) вместо того, чтобы прочитавши ВК и вдохновившись оным, настрочить своё собственное, цапает лапами канон и делает с ним всякое. Обычно — коряво-убогое. Ибо суть умственно ленивая сволочь, неспособная на творение своих миров, но славы и бабла хочется. А те, кто действительно умеют и могли бы, как-то стесняются развернуться во всю ширь и мощь на чужой поляне. В итоге маємо те, що маємо. И ситуация не изменится, покуда фанфик не престанет быть в массовом сознании низким ремеслом. А не перестанет он до тех пор, пока талантливые люди не напишут талантливые вещи по Толкину.


З.Ы. Ну, а когда пишут по вязко-занудному Сильмарильону, тут в принципе ничего путного народиться не может.

Edited Date: 2024-05-14 11:16 am (UTC)

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 5th, 2026 01:28 am
Powered by Dreamwidth Studios