kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Сейчас подумал, что ремесло превращается в "искусство", когда перестает быть насущной жизненной потребностью и из распространенного навыка становится уделом немногих. Скажем, двести лет назад любой прилично образованный человек худо-бедно умел рисовать - на уровне "нарисовать лошадку, чтоб было похоже". Потому что вот поедешь ты в экспедицию, увидишь там неведомые земли и невиданных зверей - как ты об этом станешь рассказывать, если фотоаппаратов еще не изобрели? Пушкин не был "художником": он просто ездил в Арзрум и рисовал по дороге: сакли, горцев, грузинок в национальных нарядах... Соответственно, рисование было просто навыком. Были и художники, которые умели рисовать намного круче, но умение рисовать само по себе еще не делало человека художником. Теперь рисовать не умеет никто, кроме тех, кому сильно надо именно рисовать, соответственно, любой, кто умеет рисовать - художник и творец, и просто так рисовать нельзя, надо как-нибудь по-особенному выпендриваться. И так со всем. Хоть стихи писать, хоть верхом ездить. Опять же: в свое время худо-бедно верхом ездить умел всякий, ну, и были те, кто умел это круто и тем гордился. А теперь человек двадцать лет подряд верхом ездит каждую неделю и все равно считается, что ездить он "не умеет": потому что до олимпийского резерва не дотягивает, а просто умение заседлать, сесть и поехать куда тебе надо - это еще не умение ездить верхом, это так, несчитова.

Это я в связи со своей книжкой регулярно заглядываю в собрание статей авангардного композитора Джона Кейджа. И он там расписывает, что же такое современная музыка. Короче, это что-то такое сложное и замысловатое. С одной стороны, музыкой может быть все, что угодно (включая тишину), с другой стороны... Короче, современная музыка - все, что угодно, только не музыка. Потому что, опять же, двести лет назад музыка удовлетворяла вполне простые и понятные потребности хомо сапиенсов. Любую порядочную барышню учили музицированию, не всем барышням это давалось одинаково хорошо, шутки насчет таких самодеятельных музыкантов были таким же общим местом, как сейчас анекдоты про программистов ("Уговорил жену учиться играть на флейте. Когда играешь на флейте, нельзя еще и петь!"), но все терпели: потому что единственным способом послушать летом на даче приятную музыку было усадить хозяйскую дочку за фортепьяно. Сейчас в этом нет нужды: я открываю программку на телефоне и на меня валятся любые шедевры последних трех веков в самом лучшем исполнении, какое только можно найти (фактически, есть нечто общее с "идеальной книгой", в которой можно прочитать любую книгу, какую только захочешь). Соответственно, музыка перестала закрывать простую, понятную и насущную потребность в благозвучных, гармонически организованных звуках (вообще у Оливера Сакса про это целая книга есть, но я ее, признаться, так и не дочитал), поэтому теперь можно выпендриваться как хочешь, в том числе "слушать просто тишину" или там шум завода. Простому и понятному "тру-ля-ля", которое пишется и исполняется по заранее известным шаблонам, по-прежнему есть место в жизни - но это "попса", которую мы презираем (или музыка к кинофильмам, которую мы обожаем, потому что это единственная современная музыка, которую может слушать неподготовленный слушатель). А вот мальчик, герой книги (тот самый, что читает Кейджа и периодически его цитирует), пишет крутую авангардную музыку и никому не показывает (что само по себе естественно, если ты перфекционист и тебе шестнадцать, я бы тоже никому не показывал). Но судя по тому, что упоминается мимоходом, это да, нечто вроде шума завода.

Date: 2024-05-27 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] tentaken.livejournal.com
Простому и понятному "тру-ля-ля", которое пишется и исполняется по заранее известным шаблонам, по-прежнему есть место в жизни - но это "попса", которую мы презираем (или музыка к кинофильмам, которую мы обожаем, потому что это единственная современная музыка, которую может слушать неподготовленный слушатель).
Или Цой :-)
Вообще у нас в стране, по сравнению с Западом, как раз гораздо больше внимания на текст, и гораздо меньше на музыку. Соответственно наша музыка, зачастую, как раз более примитивная, зато ближе к корням :-)

Date: 2024-05-27 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Вот тут, в целом, и проседает обучение в музыкалках: с одной стороны, учат вроде бы полезному умению (а если школа плюс-минус серьезная, то и учить могут довольно серьезно), с другой — человек, даже дотерпев и закончив, оказывается посреди нигде, если только не планировал продолжать музыкальное образование; оказывается с вопросом, а зачем, собственно, ему это умение нужно? Ну, помимо "закончил, чтоб мама отстала, и забыл, как страшный сон", это немного другая песня . Скилл музицировать в компании сам по себе неплох, но для этого лучше быть, например, гитаристом, чем пианистом.

Date: 2024-05-27 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Вот я как раз не перестаю думать, что на западе все не совсем так. С одной стороны, обучение музыке достаточно распространено, с другой, я (в книгах) почти не вижу вот этого нашего традиционного "из-под палки", с третьей, это образование на выходе делает тебя, как минимум, квалифицированным слушателем; с четвертой, караоке никто не отменял, и это, между прочим, публичное мероприятие, с пятой...

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-05-27 07:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dixi.livejournal.com - Date: 2024-05-29 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-05-27 08:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com - Date: 2024-05-27 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-27 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com - Date: 2024-05-27 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-27 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com - Date: 2024-05-28 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-28 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com - Date: 2024-05-27 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com - Date: 2024-05-28 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2024-05-28 04:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-28 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2024-05-28 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-28 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-06-02 07:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spamsink.livejournal.com - Date: 2024-06-02 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-06-02 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] borisk - Date: 2024-05-27 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-05-27 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-27 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-05-27 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-27 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com - Date: 2024-05-27 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-05-27 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ikik.livejournal.com - Date: 2024-05-27 01:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Я бы сказала, что для этого лучше всего знать сольфеджио :)))
Но я извращенец

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-05-27 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nasse.livejournal.com - Date: 2024-05-27 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-05-27 05:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com

Прикольно же играть на фортепиано. Я вот в январе начал учить и это офигенно.

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-05-28 05:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-05-28 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com - Date: 2024-05-28 06:19 am (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] megumi-ikeda.livejournal.com
" в свое время худо-бедно верхом ездить умел всякий, ну, и были те, кто умел это круто и тем гордился" - извините, позанудствую, но нет. Тут, конечно, требуется уточнение, что значит "в свое время" и что значит "всякий", но вообще лошадь была довольно дорогим животным, аналогом нынешнего автомобиля, причем, вероятно, даже не нынешнего, а, не знаю, годах в семидесятых-восьмидесятых, когда, конечно, автомобили были на улицах, но ни разу не в каждой семье. И, соответственно, учиться ими управлять тоже необходимость была далеко не у всех. Полно людей не умели ездить верхом. Почти все женщины (за исключением благородного сословия, да и то, на самом деле, амазонками рассекали далеко не все, это было просто небезопасно), безлошадные крестьяне, мещане в городах...

Date: 2024-05-27 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я это все знаю, спасибо, просто не стал уточнять, потому что мне нужен был наглядный пример, а не рассказ о верховой езде в девятнадцатом веке. :-)

Date: 2024-05-27 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] solongoj.livejournal.com

Вот я не понимаю неуважение к чисто ремесленным скилам. Умеет человек что-то - уже ценно.

Date: 2024-05-27 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Тут есть ряд проблем, и первая из них — что, как правило, этих чисто ремесленных скиллов тупо нет. Скажем, в школе как бы учат "музыке" и "рисованию", но по факту на выходе средний выпускник школы ни нот читать не умеет, ни петь хором не умеет, ни домик похоже нарисовать не способен. Плавать тоже не умеет, кстати, если не учился отдельно специально, хотя в бассейн в началке многих водили.

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-05-27 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] permea-kra.livejournal.com - Date: 2024-05-27 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-27 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com - Date: 2024-05-27 10:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-28 02:36 am (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
Самая крутая музыка сейчас пишется не к фильмам, а к играм.

Date: 2024-05-27 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com

Я примерно понимаю, что ты хочешь сказать первым абзацем, но это не про рождение искусства. Потому что хотя рисовать умели все образованные, художниками таки были существенно не все.

Date: 2024-05-27 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] solongoj.livejournal.com

А вот drawer/draughtsman, как в фильме "Контракт рисовальщика", это про искусство или про ремесло?

Edited Date: 2024-05-27 09:07 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2024-05-27 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] solongoj.livejournal.com - Date: 2024-05-27 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nasse.livejournal.com - Date: 2024-05-27 02:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я не про рождение искусства и говорю (надо посмотреть и, возможно, поправить), я про то, когда обычный, в сущности, навык перестает быть нормальным навыком и становится чем-то зашибись запредельным. Вот хоть бы и каллиграфия (да, мы с тобой оба это ненавидим :-) ).

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2024-05-27 09:38 am (UTC) - Expand

Date: 2024-05-27 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com

Не, мюзиклы еще, вот. Можно слушать.

Date: 2024-05-27 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com
Есть "прикладное рисование", а есть "искусство". В прошлом тоже надо было как-то "выпендриться", чтобы получить звание "художника", а не просто кое-как уметь. У Пушкина, кстати, вполне себе талант художника имелся, например я, как меня ни учи, так не нарисую.

Насчет музыки в целом верно, но кроме попсы есть еще куча направлений, которые, отнюдь, не являются "авангардной музыкой" и которые можно слушать. Хотя насчет саундтреков соглашусь тоже, я тоже это обнаружила.

Date: 2024-05-28 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com

Да, тут еще дело в том, что у нас попса, а в принципе там куча разных направлений, и "умца-умца" они не ограничиваются. Адель — попса или нет?

Date: 2024-05-27 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com

Есть важный нюанс — это размышления о музыке времен моих бабушек. Это не современная музыка. Сейчас произошел серъезный поворот к тональности и практичности(связано с тем, что огромное количество классической музыки это саундтреки, хотя сам поворот вызван не этим). Авангардистские идеи могут использовать, но они давно не мейнстрим.

Date: 2024-05-28 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Нынешний авангард — это перверсивный поцмодерн, протухший и заводнявшийся.


Авангардом были Ж-М-Жарр, Артемьев, Маруани, авангардом были Морриконе, Голдсмит, Хорнер. А это всё мертворождённое рer rectum.



Date: 2024-05-28 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] right-to-cry.livejournal.com
Шум завода — это индастриал :) не особо новая тема. Ну и в целом, современная музыка очень разная, и как всегда, это спектр стилей, который не ограничивается двумя полюсами саундтреки vs авангард.
Это все равно, что взять «Бесконечную шутку» и на ее основе сказать, что современная литература делится либо на фанфики, либо на хаотичный набор слов.

Date: 2024-05-28 01:29 pm (UTC)
cat_mucius: (Default)
From: [personal profile] cat_mucius
Простому и понятному "тру-ля-ля", которое пишется и исполняется по заранее известным шаблонам, по-прежнему есть место в жизни - но это "попса", которую мы презираем (или музыка к кинофильмам, которую мы обожаем, потому что это единственная современная музыка, которую может слушать неподготовленный слушатель).

Это огромнейшее упрощение. :-)

Date: 2024-05-28 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да, я знаю.

Date: 2024-05-28 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com

Это всё ебучий академизм. На самом деле, нет никаких препятствий к тому, чтобы большинство людей худо-бедно умело рисовать. Это и полезно, и удовольствие, иногда несёт дополнительную ценность (конспекты, анатомия, молекулу химическую изобразить). Но (ибать его) нам внушали, что если ты не Рембрандт — нечего и прыгать. И до сих пор многие "учителя" имеют наглость заявлять матери семилетнего ребёнка, что у него, мол, таланту нету и учиться ему бессмысленно.

Date: 2024-05-29 01:59 am (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com
Да, в детском дополнительном образовании определенно работал пул людей не очень удачливых в профессии, со всеми присущими им заморочками на тему врожденных способностей, при фразе «в ссср были бесплатные кружки» только эти люди и вспоминаются, если честно.

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-29 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com - Date: 2024-05-29 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-29 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com - Date: 2024-05-29 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-05-29 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

При этом некогда специальное искусство письма наоборот стало общим. Больше нет профессиональных писцов, за денежку пишущих неграмотному письмо матери. Писать и читать умеют все подряд. Возможно та же судьба ждет программирование: писать код сетевых драйверов умеют немногие, как и наваять юридически корректную жалобу-запрос, но какую-нибудь ардуину программировать кажется уже любой школьник может.

Date: 2024-05-30 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com

Ну как. Писец как раз мог грамотную жалобу в том числе.

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-05-30 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2024-05-30 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-05-30 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-05-30 06:47 pm (UTC) - Expand

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 11:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios