kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Я тут спросил на фейсбуке у френдов-украинцев, не будут ли они против, если я объясню для русскоязычных, как произносится слово "паляниця". Принципиальных возражений не последовало (если не считать "да что там объяснять" и "мы пробовали, они все равно не понимают"), так что, благословясь, приступим.

Итак, слово "паляниця" используется в качестве шибболета (гугл.), потому что русский, не знающий украинского, это слово с первого раза выговорить не в состоянии. Многие и не с первого тоже (я проверял). Дело в том, что в этом слове присутствует сразу два специфических звука, представляющих определенную трудность для носителя русского языка. И даже если поодиночке он их выговорить еще способен, то два сразу и с разбегу... безнадежно. Но на самом деле ничего невозможного тут нет.

Начнем со звука [ц]. В русском языке "ц" всегда твердое, в украинском - всегда мягкое. Именно в этом состоит проблема. На самом деле, "ц" - аффриката (гугл.), а аффрикаты все изначально были мягкими, они, собственно, и возникли в результате смягчения других согласных. Но в русском языке "ц" отвердело, а в украинском отвердело "ч" (кстати, если вы научитесь по собственному желанию выговаривать "ч" твердое, про "паляницю" вас никто никогда и не спросит, я гарантирую это. Это очень яркая особенность украинской фонетики, ее за километр слышно невооруженным ухом). Короче, чтобы правильно выговорить слово "паляниця", нам с вами прежде всего нужно научиться выговаривать мягкое "ц". "Ць". Это сложно, но решаемо. Ц - это, грубо говоря, Т + С. Вы ведь можете произнести мягкое "ть"? Можете (попробуйте). Вы можете произнести мягкое "сь"? Можете (попробуйте). Теперь вместе, не спеша. "Тьсь", "тьсь", "тьсь". "Ться". Тренируемся до тех пор, пока не начнет получаться мягкое "ця". Следите, чтобы "ц" не отвердевало в процессе. "Цяця". "Доця". "Собаця". "Цюрупа". Пробуйте, тренируйтесь.

Теперь, пока вы отрабатываете мягкое "ц", перейдем к звуку "ы". Ну, который "паляныця". Страшная тайна украинского "ы" состоит в том, что звука "ы" в украинском нет. Что значит "нет"? А почему мы тогда пишем в украинских словах "ы"? Откуда все эти "Мыколы" и "Мыкыты"? А потому, что это достаточно корректный способ транслитерации - примерно так, как мы пишем "Ватсон" вместо английского Watson. В украинском есть противопоставление "i" и "и", в русском есть противопоставление "и" и "ы", можно условно сказать, что украинское "i" относится к "и", как русское "и" относится к "ы", но при этом украинское "и" не равно русскому "ы". В целом это неважно, если вы будете говорить "ы" там, где украинец говорит "и", вас поймут и, скорее всего, даже ничего не заметят. Но в нашем случае это существенно.

Русское "ы" - это, цитирую, "Неогублённый (неогу́бленный) гласный среднего ряда верхнего подъёма..., передаётся при помощи знака ɨ" (вики). Он достаточно напряженный, практически никогда не редуцируется (то есть не ослабевает до такой степени, чтобы его можно было перепутать с другими гласными). К примеру, если вы скажете "Кыргызстан", там в обоих случаях будет четко слышаться "ы", хотя это частично слабая (первый предударный слог) и слабая позиции - для сравнения, гласный "о" в аналогичной ситуации у нас превратится в [мълʌко] ("молоко"). Кроме того - это тоже отчасти важно - Ы стилистически ненейтрален. В смысле, он часто воспринимается как "смешной", "грубый", "нелепый" и т.п. Не всегда, но часто (попробуйте сказать "тыгыдым-тыгыдым-тыгыдым", и вам почти наверняка станет смешно - это потому что "ы"). Да, отчасти и по этой причине украинские слова, записанные русскими буквами, часто выглядят "смешно" и "нелепо" ("Мыкыта" - ср. "Никита"). В том числе и поэтому его по возможности избегали везде, где можно - например, "Кыргызстан" раньше назывался "Киргизия": во-первых, это удобней произносить, а во-вторых, назвать человека "кыргызом" звучит... как дразнилка, что ли.

Украинское "и" - это, опять же, цитирую википедию, "Ненапряжённый неогублённый (неогу́бленный) гласный переднего ряда верхнего подъёма... отображается в МФА символом ɪ". Видите, сразу два различия: ненапряженный, и переднего ряда, а не среднего ряда. И он редуцируется, нейтрализуясь с фонемой "е" (то есть в безударной позиции украинец может услышать и по ошибке написать "е" вместо "и", чего с русским "ы", повторяю, не бывает). Вот вам таблица "всех гласных мира", можете посмотреть, где "и", а где "ы" (расположение гласных на табличке примерно отражает положение языка при их произнесении): https://en.wikipedia.org/wiki/Template:IPA_vowels (запоминать это ни в коем случае не надо, это просто для сведения). Объяснить, как это произносится, было бы довольно трудно, но, к счастью, большинству из вас этот звук и так прекрасно знаком. Если вы учили английский и вам ставили произношение, вы с ним уже встречались. Это английское i в слове sit. Не русское "сит", и не русское "сыт", а нечто ровно среднее. Вот этот самый звук и есть украинское "и". Ровно этот, да (если кликнуть на него в табличке, откроется статья в википедии, где упоминается и английский, и украинский).

Соответственно, в слове "паляниця" нет никакого "ы", а есть украинское "и", такое же, как в английском to sit. И вот если вы уже натренировались выговаривать мягкое "ця" и не станете напрягаться, пытаясь дотянуть звук "и" до нашего русского "ы", то вы это слово достаточно легко произнесете, пусть даже и не с первого раза.

А теперь призовая игра: "полуниця" ("клубника")! Это слово тоже любят использовать в качестве шибболета.
"каплиця" ("часовня", от латинского cappella)
"киця" ("киса")
"залізниця" ("железная дорога")
Получается? Ну вот.

* * *
И, чтоб два раза не вставать - про букву ї. Эта буква в свое время вызывала у меня больше всего вопросов, когда мне в восемь лет впервые попала в руки книжка на украинском, а спросить было не у кого. Ну зачем им ТРИ буквы "и"?! Так вот. Буква Ї - это не какой-то особый звук, это просто буква, обозначающая сочетание двух звуков, такая же, как русские "Ю" или "Я". Ю - это й+у, Я - это й+а, можно написать "Йуля", или "йама", или там "йолка". Так вот, буква Ї обозначает сочетание й+i, которого в русском нету, потому нам такая буква и не нужна. Оно выглядит странно, но осваивается и произносится без особого труда, это тебе не "ця". Їжак - "йижак", їжа - "йижа", "поїдемо" - "пойидемо". А в украинском, кстати, буквы Ё нету, за ненадобностью, а когда надо, так и пишут: "йо".

P.S. Да, естественно, если я где что наврал, поправляйте, плиз. Я украинский, конечно, в универе учил, но все-таки это было двадцать лет назад, и в любом случае это не моя специальность.

Date: 2024-08-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Слушали вместе с эвакуировавшейся ко мне украинкой. Обе восхитились. А еще и раскрыла для себя. тайну l с двумя точками, а то произносила как попало. Мой украинский из песен в основном, что пели сидевшие в сталинском лагере с украинцами родители. Хватило понимать 90%

Date: 2024-08-30 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
А выговаривать-то получается согласно инструкции?

(no subject)

From: [identity profile] notabler.livejournal.com - Date: 2024-08-30 09:06 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com

Спасибо! Ох уж эта фонетика.
Маленькая придирка — "английское i" бывает разное. Вы описываете стандартное нормативное произношение, т.наз. Received pronunciation. Ему учат иностранцев, оно считается самым престижным (и Вы, наверное, тоже так говорите?). А теперь послушайте какого-нибудь техасца, у которого краткие i и e не различаются: он одинаково произносит tin~ten или bit~bet. Это будет не совсем тот же звук — хотя, конечно, и очень похожий.

Date: 2024-08-30 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я же не для техасцев пишу. А для русских, которых как-то учили английскому (и ставили именно этот звук).

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-09-04 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-09-05 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-09-05 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2024-08-30 02:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

Спасибо, интересно.



Кстати, а какие есть шибболеты в обратную сторону? То есть русские слова, которые сложно произнести украинцу? Любопытно себя проверить :)

Date: 2024-08-30 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я думаю, таких шибболетов нет по одной простой причине: все украинцы так или иначе русским владеют. Украинца можно распознать по особенностям произношения, но это тоже не работает, потому что в ту же группу попадут и русские из южных областей (скажем, я смотрел репортажи из Сунжи, там очень узнаваемая фонетика, которая есть и на Донбассе тоже). То же г фрикативное, его северная граница — это Орловская область, у меня родственники из Мценска так говорят. Потому что никакой четкой границы нет, есть изоглоссы, которые тянутся через границы.

(no subject)

From: [identity profile] andreev.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreev.livejournal.com - Date: 2024-09-08 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashyrey.livejournal.com - Date: 2024-08-30 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashyrey.livejournal.com - Date: 2024-08-30 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wolfgangxiii.livejournal.com - Date: 2024-09-30 01:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-18 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goblin-books.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goblin-books.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-31 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goblin-books.livejournal.com - Date: 2024-08-31 09:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bodeh.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:15 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 09:46 am (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68

Мне кажется, что теоретически объяснить, чем украинское И отличается от русского Ы, совершенно невозможно, это вопрос практического (и внимательного) вслушивания в речь носителей. И то не факт, что удастся повторить. И подавляющее большинство русских, вроде бы знающих английский, произносит sit просто как "сит" и не заморачивается.


Date: 2024-08-30 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я писал для тех, кто заморачивается.

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-08-30 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-08-30 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-08-30 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-08-31 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2024-08-30 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2024-08-30 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2024-08-30 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com - Date: 2024-08-30 10:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] taurus-ek.livejournal.com

Спасибо, интересно. Хотя, кажется, чего сложного: написано "ця", так и читай мягонько "ця". Хотя, наверное, может и не получиться. Вот в "получиться" хоть и написано "-ться", а звучит "-ца" )


С "и" / "i" вроде тоже никаких сложностей: вот и в турецком с азербайджанским две буквы - i и такая же без точки. А вот про Ї я не знал.

Date: 2024-08-30 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Они ("и" / "i") даже для носителей языка не очень отличаются друг от друга. Помню, когда в школе учили украинский (я
учился в Харькове), было в учебнике множество правил, где пишется i, а где и. До сих пор помню три исключения, в пятом классе выученные:)

(no subject)

From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com - Date: 2024-08-30 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com - Date: 2024-08-30 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aywen.livejournal.com - Date: 2024-08-31 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2024-08-31 06:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] jane-doe-gp.livejournal.com
Только в украинском ц не всегда мягкое. Перед а, и, е оно твердое, и на конце слов, где нет мягкого знака (палац). Цей цап цитував царицю — мягкое только одно из пяти.

Date: 2024-08-30 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Спасибо, учту!

Date: 2024-08-30 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] fat-yankey.livejournal.com

В русском ещё и стоящая перед "и" согласная смягчается. В принципе, если согласную выговаривать твёрдо, а потом переходить к произнесению "и", то получается почти что i, если гласную не тянуть.

Edited Date: 2024-08-30 11:41 am (UTC)

Date: 2024-08-30 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да, спасибо, ценное замечание.

Date: 2024-08-30 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] jr0.livejournal.com

Украинцы и те, кто поблизости живут, совершенно не понимают, что внутри России их язык незнаком. Видимо, близость с детства позволяет понимать украинский, а я в Ивано-Франковске не понимал ничего. И читать не мог даже киевские инструкции. Не потому, что я прирожденный имперец, хотя казахский тоже не понимаю.


Впрочем, белорусский казался в детстве смешным, но понятным. Только речь начитанного беларуса могла поставить меня за грань понимания о чем речь.

Date: 2024-08-30 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com

Да, дело практики и географической близости. У меня аналогично друзья с севера Украины неплохо понимают белорусский, а я вот уже совсем не могу на слух (центральная Украина)

Edited Date: 2024-08-30 12:11 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-08-30 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-08-31 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grumbler.livejournal.com - Date: 2024-09-30 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-18 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jr0.livejournal.com - Date: 2024-08-31 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-08-31 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-18 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-18 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-18 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-18 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-18 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-18 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-18 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fivetimesdead.livejournal.com - Date: 2024-10-19 07:12 am (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
А что при этом происходит с н, которое перед и ?
У меня оно меняться стало.

Date: 2024-08-30 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
В смысле, что более твердое? Да, наверно. Не задумывался.

(no subject)

From: [identity profile] nasse.livejournal.com - Date: 2024-08-30 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gilrain.livejournal.com - Date: 2024-09-01 07:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com

) ха, палияница; мы когда-то всей группой тренировались выговаривать с акцентом слово «делЫрий». Предварительно потренировавшись со словом «Цюрупа».

Date: 2024-08-30 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
У меня эту улица Цюрупы в моем районе Москвы, туда нет-нет да и бывало надо. С детства казалось, что язык сломать можно!

(no subject)

From: [identity profile] beldmit.livejournal.com - Date: 2024-08-31 06:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] andrew brownsword (from livejournal.com)

На югах слово "говнО" произносят как "гамнО", а не "гавнО" — но это не специфично для украинского, это и на Дону тоже так.

Date: 2024-08-30 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] malk-buka.livejournal.com
Как-то раз в детстве в селе (километров 200-250 до Харькова, но мне, живущей городе половина лексики была не понятна, задним числом уже опознала в ней украинский, переплетенный с русским) ходила колядовать с родственниками. И вот в колядке, которой меня там научили, мы пели: "З добрым маком поланыца". Но там вообщев речи мягкие соглазные чуть не все огрубляли, а где в другом селе, километров на 20 южнее, говорили И и Я, там говорили Ы и А.

Date: 2024-08-30 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
А вот еврейский акцент на украинском как-то можно организовать ?

Date: 2024-08-30 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] hibernatt.livejournal.com

Запросто.


Речь евреев Киева и, скажем, евреев Подолии очень отличается на слух. У меня без труда получится узнаваемо имитировать и тех, и других.


Если имеете в виду акцент на письме, то это очень трудно на любом языке. В русской версии (сужу по многочисленным писателям) все сводится к вставкам на идише и набившем оскомину "таки да".

Edited Date: 2024-08-30 04:07 pm (UTC)

Date: 2024-08-30 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hibernatt.livejournal.com

в украинском, кстати, буквы Ё нету, за ненадобностью, а когда надо, так и пишут: "йо"


Или "ьо" (льон, сьогодні, тьохкати...)

Edited Date: 2024-08-30 04:10 pm (UTC)

Date: 2024-08-31 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да, точно, давно не встречался.

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-08-31 09:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Ться тоже твердое, ца.

Date: 2024-08-30 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] go-gornostay.livejournal.com

На счет шибболета до сих пор никак не понимаю, почему это "паляниця/полуниця/суниця" и т.п., если есть же замечательная "чорниця"?


"Чорниця" — и твердый "ч" позволит опознать москаля с первого звука! Причем, если на мягкий звук "ц" натренировать можно за пару минут, то твердый "ч", по моему опыту, дается гораздо сложнее.

Date: 2024-08-30 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да точно так же: т+ш, и вперед. И не смягчать.

(no subject)

From: [identity profile] go-gornostay.livejournal.com - Date: 2024-08-30 07:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
> А в украинском, кстати, буквы Ё нету, за ненадобностью, а когда надо, так и пишут: "йо".

Скорее причина как раз в необходимости строго отмечать такой звук — что сочетания йо/ьо дают надежнее, чем значок "ё", которого в шрифтах часто вообще не было. (А ранние тексты на гражданском украинском, вроде Библии в переводе Кулиша, вполне "ё" содержали.)

Date: 2024-09-05 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com
В русском языке тоже есть необходимость строго отмечать такой звук. Другое дело, что официальным лицам глубоко безразлична эта необходимость. А судя по текстам законов, им вся языковая культура безразлична.

(no subject)

From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com - Date: 2024-09-05 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-09-05 08:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-08-30 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com

Интересно, что "паляниця" сложнее, чем "полуниця", хотя слова похожие. Сложности добавляет своего рода ЗаБоРчЕг из твердых и мягких звуков.

Date: 2024-08-31 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
«…спросил на фейсбуке у френдов-украинцев, не будут ли они против, если я объясню для русскоязычных, как произносится слово "паляниця"»

Полагаете, могли и не дозволить?

Date: 2024-08-31 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Лучше переспросить. Отношения сейчас тонкие...

Date: 2024-08-31 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] lazycat99.livejournal.com

Поразительно: 88 комментариев и ни одного праполитегу :)


(содержание внушает уважение, но я так с текста все равно не воспринимаю)


ЗЫ: на всякий шибболет надобно мати рушницю :)

Edited Date: 2024-08-31 11:02 am (UTC)

Date: 2024-08-31 09:09 pm (UTC)
livelight: (starlight)
From: [personal profile] livelight
Понятие "шибболет" произошло из ситуации, где его спрашивали те, кто имел возможность убить за неправильный ответ, тех, кто ничего сделать в ответ не мог. Так и повелось.
Якщо маєте рушницю, никто вас не спросит.

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-09-01 06:43 am (UTC) - Expand

Date: 2024-09-01 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] gilrain.livejournal.com
сочетание "йи" в русском языке вполне себе встречается. именно так звучит "и" после разделительного мягкого знака: (ручьи, соловьи), а также после гласного (аист, мои, Раиса).

Date: 2024-09-01 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] gilrain.livejournal.com
и это я еще не упомянула, во что порой превращается "е" в безударной позиции: поезд, Егор, Египет.

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-09-02 06:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com - Date: 2024-09-06 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gilrain.livejournal.com - Date: 2024-09-06 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com - Date: 2024-09-06 06:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-09-30 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com
И зачем это всё учить?

Зачем коверкать речь?

Не проще ли, чтобы украинцы говорили по-русски? Они ведь и так говорят по-русски, все эти пяляници - притворство.

Date: 2024-10-03 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] drfinger.livejournal.com

Русские замечательно произносят звук, очень близкий к украинскому "и" — например в слове цирк.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 11:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios