kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
По цепочке ассоциаций, начавшейся с Камши, задумался вот о чем. Толкин же очень много размышлял о Средиземье, додумывал, достраивал. И он же этим десятилетиями занимался, начал в первую мировую, закончил в 1973 (ну, или не закончил, а продолжает там, где он теперь). За это время в самом деле целый мир во всех подробностях придумать было можно, если задаться целью. НО. О чем он размышлял, что он достраивал? То, в чем разбирался. История, языки, философская подоплека, вот это все. В чем он не разбирался - в то и не лез практически (и правильно делал, если вспомнить "полые нуменорские луки"). Экономика, физика, технологии - во всем этом он смыслил мало, об этом он и не рассуждал (и то у всяких там геологов с географами большие вопросы к климату Эриадора и геологическому устройству Мордора, насколько я понимаю. Надо уже почитать "Природу Средиземья", кстати...) Но есть одно исключение. Когда мы готовили переиздание "Неоконченных", я обратил внимание на текст "Палантиры". Где в самом деле необычайно много технических подробностей, рассуждений про то, как они были устроены и как это все работало. Прямо как не Толкин писал.

Так вот: он был связистом. В войну. По ВУС. То есть в том, как должны, по идее, работать палантиры, он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО разбирался. Этому его учили и учили, видимо, недурно.

P.S. "Расчет орбиты Эарендиля" - это на холиварке кто-то метко припечатал попытку поверить магию наукой.

Date: 2024-09-07 04:48 pm (UTC)
cat_mucius: (Default)
From: [personal profile] cat_mucius
Да, наш человек. :-) Как и Милн.

Кстати, впечатляет — абсолютно все детали в этой фразе относятся к обоим:

He served on the Somme as a signals officer from July-November 1916, but caught trench fever and was invalided back to England.
Edited Date: 2024-09-07 05:01 pm (UTC)

Date: 2024-09-08 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] finnian-light.livejournal.com

Этому его учили и учили, видимо, недурно.


-----


Там всё очень по-английски, как я понял. :) Он почти год учился на офицерских курсах в Оксфорде, потом пошел в армию и ещё 11 месяцев проходил подготовку уже там. Уже в части назначили связистом и он прошел трехнедельные курсы по специальности.


Главное чтобы офицер был джентльменом, а уж во всех этих скучных технических подробностях он как-нибудь разберется. :)

Date: 2024-09-09 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Ааааа!!!!!
Это какие-то другие палантиры, или те же самые?

Date: 2024-09-09 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Не понял. Какие другие? Те, что Феанор накуячил, какие ж еще? Ты почитай, там интересно (я просто думал, что ты это еще в первом издании читала).

Date: 2024-09-09 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Это тот классический текст о палантирах, или что-то более еще?

Почти не офф. Некоторое время назад искала картинки по запросу "Амбарауссар скатывают палантир с лестницы"
Не спрашивай зачем, это непостижимо
В числе первых нашлось вот такоэ

Edited Date: 2024-09-09 09:31 pm (UTC)

Date: 2024-09-09 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
PS Да, я помню, как в деццтве пытались прикинуть тротиловый эквивалент Кольца...

Date: 2024-09-10 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Ниппомню. Но вот тот факт что масса кольца переменная, точно учитывали :))))

Date: 2024-09-09 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Вот, кстати, что меня отдельно трогает — что Толкин, я так понимаю, в целом ряде случаев, если понимал, что что-то у него не укладывается в систему, не выкидывал этот элемент из системы нафиг, а пытался найти объяснение, как это все-таки это вписано в мир. Не всегда находил (ну, в ЗиО, например, про посмертие). Из этого так здорово видно, что Средиземье для него не было литературным конструктом — хочу, убираю авторской волей элемент, хочу добавляю — а было тем, что обладает своим существованием и в чем надо разобраться повнимательнее.

Date: 2024-09-09 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
О да! А еще, когда это все подряд читаешь, становится видно, как стройная система начинает сыпаться, не выдерживая перегрузок... Ну в смысле, если бы с самого начала было заявлено, что это исторические источники и всегда следует делать поправку на ветер, все было бы ок. Но поскольку профессор честно пытался избежать внутренних противоречий...

Date: 2024-09-09 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Ну, он честно пытался с ними разбираться. Хватило бы вре...

Date: 2024-09-11 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Единственное, чему никак не находится внятных объяснений — это положение луны, когда Хранители стояли у Ворот Нарви.

Date: 2024-09-09 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com

Он вообще прошёл две Мировые войны, Первую в окопах (откуда писал чумовые сказки о людях, которые все ходят в гости друг к другу и едят), Вторую — шифровальщиком в тылу. Он мог даже Энигму вскрывать, наверное. Просто засекречено же всё было. А то, чем чёрт не шутит, во Властелине могло быть и это зашифровано.


(Инфа из Вики, столетней давности, ссылку не найду уже)

Date: 2024-09-09 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

По геологии понятно сразу по карте Средиземья, что мир магии, мир условный - не может в реальности быть такого четко очерченного квадрата вокруг Мордора, как по линейке. В его мире валар крутили наполнением Арды континентами как хотели, горы Пилори появились просто по приказу Манве, ну какая же может быть орография в мире, где достаточно лишь "да будет".

Date: 2024-09-09 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Ну да, не то, что у нас, когда континенты туда-сюда плавают... (Тоже, кстати, вполне фантастическая концепция, если посмотреть непредвзято...)

Date: 2024-09-09 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Последние оппоненты мобилизма умерли как бы не в 1980 годах, что говорит о естественном неприятии идеи тектоники плит. Однако вид Гималаев в результате столкновения плиты Индостана с плитой Евразии не выглядит настолько фантастично, сколь выглядит квадрат Мордора.

Date: 2024-09-11 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Взгляните на Таримский бассейн, обрамлённый Тянь-шанем и Кунь-лунем. Вот вам Мордор.

Date: 2024-09-11 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Посмотрел в интернет освежить память, но все же на всем выданном форма Мордора или квадратичная, или близкая к прямоугольнику, так как восточная граница Средиземья не выделена подробно (Толкин - представитель талассократического сознания и все действия в его мире происходят на прибрежных частях континентов или островах).



Тар имеет близкую к овальной форму. Кстати, население там равно нулю, а Мордор имел внутри этих гор экосистему, могшую прокормить несметные армии, об этом есть прямое указание в книге:



Фродо и Сэм смотрели на проклятый край с удивлением и страхом. На всей опаленной и искореженной земле от Моргайи до Роковой горы и дальше на север и юг, сколько доставал взгляд, не было никакой растительности — одни руины, пепел и дым. Хоббиты невольно задали себе вопрос, как Властелин этой мертвой страны содержит и кормит бесчисленных рабов и армию? Армия его была огромна. Вдоль Моргайи и дальше на юг стояли войска, некоторые в палаточных лагерях, другие в более надежных строениях — военных городках. Самый большой из них, всего на милю удаленный от горной стены, находился прямо под ними и был похож на гнездо черных оводов, которые роились на одинаковых улицах между однообразными постройками. Дома-казармы были низкие и длинные. Вокруг городка шло оживленное движение. Широкая дорога вела оттуда на юго-восток, к Моргульскому тракту, и по ней ползли щетинившиеся копьями отряды.


— Очень мне все это не нравится, — сказал Сэм. — По-видимому, дело наше безнадежное. Одно утешение, что там, где столько войска, должны быть родники и колодцы, и уж, конечно, есть еда. Если меня зрение не обманывает, там внизу не орки, а люди.


Ни Сэм, ни Фродо ничего не знали о возделанных рабами полях, раскинувшихся далеко от дымов Ородруина вокруг темноводного моря Нурн к югу отсюда, не имели понятия о покоренных южных и восточных странах, из которых в Мордор шли караваны с добычей и товарами, а главное, со свежими рабами




Экосистема Мордора скорее напоминает наш Нгоронгоро: он является ударным кратером, "стенки" которого возвышаются на 2 километра и запирают совершенно отдельный от окружения очень богатый животный мир. Но квадратных кратеров не бывает.

Date: 2024-09-11 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Так Мордор и не квадратный. Смотрите исходный рисунок Профессора. Я бы привёл, да здесь фильтр.

Date: 2024-09-11 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Нашел только это, воспроизводимое в вариациях:


Image (https://ic.pics.livejournal.com/commentary_1/95402686/44884/44884_original.png)

Тут еще сразу видна другая странность: великая река, протекающая параллельно горной цепи.

Date: 2024-09-11 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Нет, я об этом.


Image

Date: 2024-09-10 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Простое "да будет" не работает. Оно сложное.
Но тектоника у Арды — да своеобразная. Ручной работы.

Date: 2024-09-11 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

У Профессора на его оригинальной карте Мордор вовсе не квадрат.

Date: 2024-09-10 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] goblin-torn.livejournal.com

Всегда умилялся попыткам раскопать недостоверности в фентезийных мирах. Почему, читая древние летописи нашего мира и глядя на древние карты нашего мира мы делаем скидку на представления о мире того времени и на религиозные и общественные взгляды писавшего это, но того же самого не делаем относительно того от чьего имени условный Толкин описывает иные миры?

Date: 2024-09-11 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Это всё от убогости фантазии. Бесконечный тупик. Подлинная игра — это физический обоснуй Арды.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 11:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios