kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
"Генералы всегда готовятся к прошедшей войне".
У. Черчилль

Еще один важный аспект взаимодействия детей и смартфонов, о котором на фейсбуке только один человек упомянул, а в ЖЖ в основном именно это и обсуждали.
"Проблема в том, что современный смартфон с его кучей игр, месенджеров, системой коротких видосиков - это мощный источник быстрого дофамина. Ничего подобного в нашем детстве не было. Физически невозможно было с такой скоростью переключать внимание человека, ещё и выдавая ему при этом виртуальные награды". И это чистая правда, так оно и есть. В нашем детстве ничего подобного не было.

По счастью, мы уже можем посмотреть на результат. Первое поколение детей, росших в обнимку со смартфоном, успело уже вырасти, закончить школу, иной раз и институт тоже, и в целом встать на ноги и влиться в общество. Ну и? Как они вам? Нет, ну то есть понятно, что они дурачки и слабаки, и мы в их возрасте были намного лучше, но в общем, как по мне, обыкновенные молодые люди, на круг ничем не хуже и не лучше нас.Да, у них есть свои особенности, но в целом это не те особенности, которых я бы ждал от дрессированной крысы со вживленными в мозг электродами, приученной только и делать, что давить на кнопочку в погоне за очередной порцией вожделенного кайфа. Меня скорее удивляет, как часто люди, выросшие, опять же, в обнимку со смартфоном и возможностью в любой момент нагуглить нужную информацию, не привыкли и толком не умеют этого делать (даже когда информация действительно нужна, и именно им, а не училка в школе задала. Для училки гуглить они как раз умеют, а вот для себя как-то хренушки. Да, я не понимаю. Нет, я не понимаю. А возможно, у меня просто слишком узкая выборка, и у большинства из них с этим все в порядке). Более того: первое поколение детей, приученных жрать дешевые дофаминовые конфетки горстями и коробками, уже не только выросло, а и своих детишек растит. Я про тех, у кого в детстве были компьютерные игры и игровые приставки. Ну и? Как вы теперь с этим живете, поклонники бессмертного Марио? У меня в детстве этого не было, а у вас было - и как? Вы помните, как у вас руки тряслись от желания немедленно сесть к телевизору и начать давить на кнопочки? Вы помните, как ныли, скандалили, канючили, хитрили, чтобы добраться до вожделенной коробочки с кнопками (к которой вас родители всеми силами старались не пустить)? Помните все эти пляски вокруг запароленного папиного компьютера, о которых вы и ваши папы потом рассказывали на ItHappens? Ну и что из вас выросло в итоге? Как по мне - то ничего особенного, ну, обычные люди. Какой-то принципиальной разницы между детьми, у которых в детстве была приставка, и теми, кто этой вредной забавы был лишен, я не замечаю. Если сейчас нарочно не спросить, то и не узнаешь, кто в восемь лет играл в Nintendo, а кому "не купи-или". Не считая, разумеется, жгучей обиды на то, что "вот у всех было, а у меня..."

Надо сказать, что мое поколение, те, кто родился в 60-70 годы прошлого века, тоже было проблемными, очень проблемными детьми. Если сейчас описать, в чем была проблема, это звучит смешно, но тогда это была действительно серьезная проблема, причем никто из ныне живущих с этим дела не имел и не знал, как с ней разбираться. Точнее, проблем было даже две. Наше поколение было первым за многие годы, которое росло сытым. Не зная голода. Нет, мы были не настолько "сытыми", как это представлялось нашим родителям, но по сравнению с "детьми войны" мы были сплошь закормленные и зажравшиеся. И во-вторых - это еще страшнее, - наше поколение было первым поколением единственных детей. Не такое, чтобы "как же так вышло, всего один ребенок", а массово и сознательно - один и не больше. У меня, по-моему, у половины класса братьев-сестер не было, если не у двух третей. И это воспринималось как громадная проблема и мусолилось непрерывно. Как же их таких растить, они же непременно вырастут избалованными эгоистами, надо же что-то делать!!! Матушка покупала разную педагогическую и психологическую литературу и еще несколько лет выписывала журнал "Семья и школа", а читал это все в основном я: так вот, воспитание этого ужасного Единственного Ребенка и как его вырастить неизбалованным было одной из основных тем. Журналы и статьи эти давно уже канули в Лету, но можно посмотреть, скажем, хотя бы "Денискины рассказы". Если это перечитать не с точки зрения Дениски, а с точки зрения папы с мамой, станет видно, какое непропорционально большое место в воспитании ребенка занимает еда и кормление ребенка. Ну казалось бы: вот, у вас наконец-то, в кои-то веки, нету проблем с едой. Ура? Не тут-то было! Оказывается, сытый ребенок - еще большая проблема, чем ребенок голодный. Голодного надо просто накормить, и все. А с сытым что делать прикажете? С ребенком, которого не соблазнить "бочкой варенья и корзиной печенья", потому что варенье в доме есть всегда, и даже на ключ его никто не запирает, и ничего такого особенного в нем ребенок не видит? Вот эта пресловутая манная каша. Манная каша - это ведь специальная детская еда, для себя взрослые такого не готовят. Мама нарочно встает на пятнадцать минут пораньше, чтобы сварить Дениске эту чертову манку. А Дениска кочевряжится и не лопает. Комки, говорит, ну какие там комки, я же все размешала?! Ужас, ребенок зажрался, ребенок растет избалованным! То есть мало того, что эту манку надобно сварить - ее потом еще в Дениску надобно впихать! И у родителей явно руки опускаются, родители не знают, что с этим делать и как это лечить. Ну вот, можно рассказать, как папа в войну голодал (ребенок немедленно усовестится, и от этого, видимо, отвратительная каша немедленно станет вкусной-превкусной... нет). Казалось бы, выход простой: не надо готовить манку. Сварите ему сардельку с макаронами, сардельку он точно слопает. Но нет. Так нельзя. Манная каша - ценное диетическое блюдо, ребенка обязательно надо кормить манной кашей. И молочной лапшой. И творогом. Нельзя просто перестать готовить то, чего ребенок (единственный ребенок, не семеро-по-лавкам!) не ест, и кормить его только тем, что ему нравится, он тогда у вас зажрется, избалуется и заболеет вдобавок. То есть вы в сорок втором питались хлебом по карточкам, гнилой капустой и оладьями из картофельных очисток и как-то выжили, а он в 69 году, в разгар изобилия, помрет с голоду или заболеет от недоедания. Именно потому, что мы так стараемся ему додать все, чего сами не добрали и не доели в свои восемь лет, всего вот этого сытного, вкусного, полезного, разнообразного - через не могу, через не хочу, из-под палки. Сколько сил, сколько времени, сколько нервов, своих и ребенка, было потрачено на эту проклятую манную кашу! И ведь это не худший вариант: кто-то из знакомых рассказывал, как его в четыре года бабушка заматывала в полотенце, как кота, которому надо дать таблетку, сажала за стол и зажимала нос - ребенок раскрывал рот, и туда впихивалась ложка со всем, что ребенку положено было сожрать. И кто б его спрашивал, нравится не нравится, положено - жри, паршивец! Приятного аппетита.

И еда - это была только малая часть воспитания, малая часть тех усилий, которые наши родители вкладывали в то, чтобы мы, их единственные дети, выросли нормальными порядочными людьми, как они и даже лучше, а не зажравшимися избалованными эгоистами. Благо, еще и родители наши были первым поколением за многие годы, у кого появилось время и силы, чтобы загоняться по этому поводу (а кстати, вот бабка моя была домохозяйкой - единственная домохозяйка на весь двор, где все женщины работали. Так что у бабки еще до войны были силы и время "заниматься ребенком" по полной программе. Матушка говорила: "Как я завидовала детям, у которых мамы работали!") И это была не только советская специфика. В Америке, я так понимаю, примерно в те же годы было то же самое. У них было поменьше войны (но и война тоже была, и они там хлебнули), зато у них была Великая Депрессия. И тоже все ужасно переживали, что молодые родители, которые в свои восемь лет пирог с капустой считали за праздничное блюдо, и которым мамы шили штаны и платьишки из мешков из-под сахара, сейчас как кинутся додавать собственным детям всего того, что им не додали в свое время, и как всех избалуют, и вырастет у нас новое поколение сплошь мерзавцами и разбойниками! Я как раз размышлял об этом, когда мне фейсбучной лентой вынесло иллюстрацию. Вот, пожалуйста, 1959 год, 12 простых правил, как вырастить ребенка бандитом. Если это перевести на русский язык, можно было запросто напечатать в журнале "Крокодил" или "Семья и школа", никто бы и не заметил, что это перевод.

image_2024-10-09_115604316.png

Соответственно: чтобы ребенок не вырос бандитом - не баловать, не устраивать ему легкую жизнь, не давать денег - деньги детей портят! - по максимуму нагружать домашней работой, не давать читать что попало, почаще полоскать мозги. Лучший комплимент материнскому труду: у вас ребенок НЕИЗБАЛОВАННЫЙ. Не капризничает, не жалуется, ничего не просит, не требует, что ни дай - говорит спасибо, где положишь - там лежит, постоянно сравнивает себя с детьми блокадного Ленинграда и персонажами Короленко, растет в глубоком сознании того, как же ему повезло в жизни, что его кормят досыта и одевают не в лохмотья, и как стыдно хотеть чего-то большего.

Ну и вот мы наконец-то выросли, и теперь можно посмотреть на результат. Нельзя сказать, что мы такие уж беспроблемные. И, наверное, мы где-то местами эгоисты - но, честно говоря, это не главная наша проблема. (А какая главная, наверное, лучше спросить у наших детей, можно услышать много любопытного). На мой взгляд, наименее проблемными из нас выросли как раз те, о чьем хорошем воспитании заботились меньше всего. Чьи родители, возможно, вообще никогда не слышали, что сытый ребенок - это, оказывается, большая проблема.

Вот я думаю, что когда в обществе процент людей, у кого в детстве постоянно под рукой был смартфон, сравняется с процентом людей, которых в детстве более или менее кормили досыта, станет видно, что, во-первых, не такая уж это и проблема, а во-вторых, проблема совсем не в том, что мы считали проблемой (а что именно станет настоящими проблемами, нам отсюда даже и приблизительно не угадать!) И что вот с этой-то настоящей проблемой мы отсюда, из своих двадцатых годов двадцать первого века, совершенно ничего поделать не могли. И только понапрасну трепали нервы себе и детям. Как Денискина мама с этой дурацкой манной кашей.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

12 простых правил

Date: 2024-10-09 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Да что уж там "Семья и школа"! Евгений Шварц же: надо ребенка баловать, чтобы он вырос настоящим разбойником.

Date: 2024-10-09 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com

Но между прочим, маленькая разбойница милосердна.

(no subject)

From: [identity profile] maiorova.livejournal.com - Date: 2024-10-09 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qweaertie.livejournal.com - Date: 2024-10-13 08:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maiorova.livejournal.com - Date: 2024-10-13 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qweaertie.livejournal.com - Date: 2024-10-15 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maiorova.livejournal.com - Date: 2024-10-19 09:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qweaertie.livejournal.com - Date: 2024-10-21 08:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] staerum.livejournal.com

Не так страшны проблемы, как их невротизация, в самом деле.


Хотя, конечно, вот этот длящийся разрыв между поколениями, конечно ситуация забавная. Мы с женой единственные дети, а у нас трое погодок. И как это всё вывозить — далеко не всегда ясный вопрос. Наши-то родители жили с одним, как с одним — понятно. А тут какой-то кардинально новый опыт.


А вот игры, ну игры, я уже свои любимые дочери которой интересно показал (хотя бы для общего развития, всё-таки каждая — практически столп жанра), дофаминовые тапалки из телефона ей быстро разонравились, а вот всякие квесты заходят. Ну и ладно, вообще это не приоритетная проблема.

Date: 2024-10-09 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] woodenfriend.livejournal.com

быстро разонравились? насколько быстро, интересно.
мои за полгода неограниченного смартфона совершенно бросили и играть в оформленные игры, смотреть что-либо определённое и читать кроме комиксов. всё время уходит на ленты и общение. нешаблонные развлечения начинают и проигрывают.

(no subject)

From: [identity profile] staerum.livejournal.com - Date: 2024-10-09 03:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com

"Более того: первое поколение детей, приученных жрать дешевые дофаминовые конфетки горстями и коробками, уже не только выросло, а и своих детишек растит" Нет, не выросло. Смартфоны массово начали появляться году в 2010. И то, только наверное году к 2014 они появились примерно у всех. Выросли те, кто застал их в подростковом возрасте. А вот тех, кто с 4 лет в обнимку со смартфоном мы еще не видели.


Ну и следует отличать массовость от ушибленных конкретно. Мне попадались исследования на узких группах: 30-40 человек (подростки). Там есть сегмент. который сидит в телефонах в среднем 12 часов в день, то есть почти непрерывно. Их мы тоже пока толком не видели. :)


Здесь опять же надо понимать, что все по разному на них подсаживаются. Есть те, кто легко способен обходиться без них. А есть вышеуказанные смартфоновые наркоманы.

Date: 2024-10-09 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com

Речь шла о выросших на видеоиграх.

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-10 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-10 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-10-14 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-14 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-10-14 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-14 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-10-14 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com - Date: 2024-10-14 06:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com

По поводу прочего: я всегда говорил будущим родителям, что два ребенка — легче чем один, а три — легче чем два. Это работает особенно сильно, когда они маленькие, но и потом тоже. Потому что с одним ребенком надо заниматься родителем (причем постоянно, мы же ответственные), а два ребенка мигом друг на друга замыкаются.

Date: 2024-10-09 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Во-первых, бывает что не замыкаются. И это полная катастрофа, когда каждый из них хочет замкнуться на маму, а братика/сестричку хочет прибить. И человека, который начнет говорить что родитель что-то сделал не так, раз дите хочет сестричку прибить, мне самому хочется прибить.
Во-вторых, есть вещи, которые все равно требуют времени и сил от родителей строго пропорционально количеству детей. Это дошколята могут играть друг с другом (но лучше бы тоже в этом участвовать и контролировать как-то). А с детьми постарше надо делать что-то посодержательнее. Если хочется чтобы они чему-то учились, лучше в этом принимать деятельное участие — личный пример интереса к теме лучше всего мотивирует ребенка. Хорошо если повезет что на занятия детей не надо будет возить полтора часа в один конец через полгорода, а можно будет водить пешочком в 5 минутах от дома.
В общем, 3 школьника одновременно это может быть полная жесть, даже если они в играх замыкаются друг на друга.

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-09 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2024-10-09 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2024-10-09 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] staerum.livejournal.com - Date: 2024-10-09 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] staerum.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pyshch.livejournal.com - Date: 2024-10-10 06:54 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Проблема не в том, что дети не умеют гуглить "для себя, а не потому что училка задала", а в том, что они не умеют с нагугленным работать. То, что вылезло в выдаче Гугла первым — то и берут, совершенно некритически. Причем считают за истину и даже начинают спорить, когда им объясняешь, что они неправы (и в чем именно).


Собственного багажа системных знаний о мире у них нет (спасибо родному Минобру и утвержденным им учебникам и методикам), анализировать и критически оценивать информацию их не учат, и не учат даже сопоставлять полученное из разных источников (я сталкивался с тем, что студенты в одной и той же работе используют цитаты, надерганные из нескольких мест, противоречащие друг другу).


В целом их манера работать с информацией сильно напоминает мне "ИИ" типа чат-гопоты: та тоже порождает тексты на основании накопанного в интернете, не оценивая ни достоверность, ни правдоподобие результата. Чат-гопота, впрочем, лучше, потому что она пишет связно и довольно грамотно, в отличие от милых деток.

Date: 2024-10-09 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] photon190573.livejournal.com
Именно так. Я даже сталкивалась с тем, что нагугленный студентом ответ был вообще из другой области знаний! Типа, слово "потенциал" встречается в квантовой механике и в электротехнике. И первым вываливается ответ из электротехники, потому что кому там эти ваши квантЫ нужны. И дитачка ничтоже сумняшеся шлепает текст по электротехнике в задание по квантмеху, даже не удосужившись убрать форматирование. А потом удивляется, почему 0 баллов. А я радуюсь, что не ляпнул текст из психологии, где тоже есть такое слово.

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2024-10-09 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] photon190573.livejournal.com - Date: 2024-10-10 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] livelight - Date: 2024-10-09 06:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Замечу в скобках, что Вы напрасно считаете первыми родившихся в 60-х годах. На самом деле тенденция иметь одного ребенка и возможность кормить его не впроголодь появилась несколько раньше: в первой половине 50-х. Я 1954 года рождения — и мои сверстники уже росли в этом.


А насчет еды... Не надо забывать, что последний голод в СССР был в 1949 году.

Date: 2024-10-09 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com

А когда в СССР массово распространились сардельки?:)

(no subject)

From: [identity profile] chyyr.livejournal.com - Date: 2024-10-09 03:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com - Date: 2024-10-10 04:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com - Date: 2024-10-14 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com - Date: 2024-10-11 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pascendi.livejournal.com - Date: 2024-10-12 06:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com - Date: 2024-10-12 07:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com - Date: 2024-10-13 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pascendi.livejournal.com - Date: 2024-10-13 03:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Очень хороший текст.


По поводу смартфонов — возможно будет меньше алкоголиков и наркоманов и больше "сидящих" в смартфоне.


По поводу детей в СССР — так Как закалялась сталь в школьной программе было, да и еще раньше вспомните спартанское воспитание.... Это очень давняя идея, что сытое брюхо к науке глухо и .д.

Date: 2024-10-10 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>>возможно будет меньше алкоголиков

Пока что — всех становится меньше: корейцев, итальянцев...

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] qweaertie.livejournal.com - Date: 2024-10-13 09:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marigranula.livejournal.com - Date: 2024-10-14 04:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-10-15 09:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-10-15 09:35 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com

Как-то Вы очень современно пишете про сардельку с макаронами.:)


Не исключено, что реального Д. Драгунского как раз сардельками и кормили — и кто-то из родителей считал, что это неправильно. Но вот у целевой аудитории рассказов запросто могло не быть ни сардельки в холодильнике, ни самого холодильника.


Напомню еще, что про Дениску говорят "вылитый кощей!".

Date: 2024-10-09 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hardsign.livejournal.com
А я вот прочитал, как жил реальный Д. Драгунский и главное — что он об этом помнит. Вот честное слово, лучше бы не читал.

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hardsign.livejournal.com - Date: 2024-10-09 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com - Date: 2024-10-09 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2024-10-09 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hardsign.livejournal.com - Date: 2024-10-09 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elamind.livejournal.com - Date: 2024-10-12 12:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2024-10-21 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elamind.livejournal.com - Date: 2024-10-21 10:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com

А не является ли весь этот пост целиком полемическим приемом "оглупление собеседника"?


Или вы правда считаете, что мир населен однобитными идиотами, которые маршируют в ногу с линией партии — сегодня манку в ребенка запихивают, завтра со смартфонам борются?

Date: 2024-10-09 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

А не является ли ваш комментарий полемическим "оглуплением топик-стартера"?
Не в первый раз замечаю.

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2024-10-09 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2024-10-09 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2024-10-09 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tiangun.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tiangun.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com - Date: 2024-10-10 04:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ald1976.livejournal.com - Date: 2024-10-10 07:04 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] photon190573.livejournal.com
Заметила что взрослые, которым в детстве было "всё льзя", выросли менее закомплексованными и более свободными. Это касается как хорошего, так и, возможно, плохого. С плохим не сталкивалась (повезло), а хорошие проявления вижу очень часто. Такой человек, например, найдёт решение, которое мой закомплексованный мозг отбросит ещё до осознания, потому что за это точно будут ругать (а наш герой не просто найдёт, а сделает, и ничего ему за это не будет). Такой человек, если надо, попросит помощи и получит её, и мозг ему за эту помощь не вынесут. Такой человек не побоится признаться в несовершенстве, потому что он не обязан соответствовать, но он же способен показать свои сильные стороны на "интервью в лифте". В общем, всё то, за что люди платят большие деньги коучам :) А всего-то надо было не шпынять ребёнка в детстве.
Edited Date: 2024-10-09 12:20 pm (UTC)

Date: 2024-10-09 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Драгунский рассказывал же, как выбрасывал манную кашу в окно. Меня за нежелание есть папа бил железной ложкой по лбу. Но меня было не сломать, все равно не ела, ели не хотела. Выросла в резульатате толстая бабища, с годами все, с чем воевала, полюбила. "Общество чистых тарелок", блин. За членство нужно расстреливать. Нас было трое, все выросли абсолютно разными. Я была мятежница, брат был ангел и ни одного шлепка по попе не получил в жизни. Сестра серединка на половинку, но ту курощала я, не одни родители. Я была старшая, вся ответственность на мне. И если я помыла свою часть квартиры, а она не шевелится, не убирает свою часть, я лупила ее веником. Она меня до 65 лет тайно ненавидела. Сейчас помирились) Так что сколько детей, столько проблем. Дети, которых любят и лелеют, вырастают разными. И смартфон не страшен, хотя глаза посадят однозначно, я понаслушалась видео о зрении в последнее время. И будет как в Японии, где 90% детей с очками. Так что я бы гоняла детей по этому поводу. Решение - не больше 40 минут с экраном подряд - потом 20 минут других занятий, особенно глядя в даль, на небо и пр. Но любой родитель должен хотя бы чуток знать, что детей интересует. Вот как френдесса из Ирландии - она знает всех покемонов, ходит с детьми их ловить, водит их во всякие музеи, куда дети хотят сходить, полная дружба и взаимопонимание. Друзей нужно воспитаывать из детей.

Date: 2024-10-09 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com

Не отождествляйте героя (Драгунского-сына) с автором (отцом).:)

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2024-10-09 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] basilisk.livejournal.com - Date: 2024-10-11 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-12 07:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-10-15 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-10-10 10:52 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ryb.livejournal.com
1967-го года изготовления.
Ненавижу и никогда не употребляю:
1. Каши любых видов (особенно конечно манную, при одном упоминании - корёжит до сих пор. бр-р-р!).
2. Омлет.
3. Кипяченое молоко (пенка! фу-у-у!).

Date: 2024-10-09 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com
Вот интересно, откуда берётся эта нелюбовь к пенкам? Когда в моем детстве бабушка молоко кипятила, я вечно рядом терлась чтобы нидайбох не пропустить момент когда можно будет сожрать пенки, а то вдруг не достанется)) лучше всего свеженькие тепленькие, но и холодные прикольные. При том к самому молоку я была равнодушна, в отличие от пенок. Или там кисель — когда он остывает на нем образуется та чудесная соплеобразная субстанция, которую я тоже всегда обожала. И комочки в манной каше на мой вкус тоже прикольная штука — специально их делать не буду, но если попадутся не расстроюсь.
Омлет — тут смотря какой, конечно. Столовский — ну такоэ, но вот сама умею вкусные делать.
87го года)

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elamind.livejournal.com - Date: 2024-10-12 12:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2024-10-13 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2024-10-09 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tinwet.livejournal.com - Date: 2024-10-10 08:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bigbeast-kd.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com - Date: 2024-10-09 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2024-10-13 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com - Date: 2024-10-10 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2024-10-13 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2024-10-11 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Илья Цыгвинцев - Date: 2024-10-11 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roveindusk.livejournal.com - Date: 2024-10-13 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lr-eleran.livejournal.com - Date: 2024-10-14 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alek-juzhnyj.livejournal.com - Date: 2024-10-09 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com - Date: 2024-10-11 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alek-juzhnyj.livejournal.com - Date: 2024-10-12 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lr-eleran.livejournal.com - Date: 2024-10-14 02:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com
Ну вот у меня племянники с детства с гаджетами. Старшему 22, закончил школу отлично, увлекается машинами, подрабатывает ремонтом машин. Отслужил в армии, причем не рядовым. Пошел учиться в универ на что-то айтишное. Второму 21, он немного математический гений, с реальностью взаимодействует в режиме "дайте правила, я их выполню". Правда, сидел не в гаджетах в основном, а в книжках, причем на английском. Вот в октябре заканчивает армейскую службу, по ходу дела в полузаочном режиме сделал бакалавра по математике. Младшему 16, с раннего детства с планшетом. Билингв, сейчас активно замещает русский английским. В обычной школе у него не ладилось, не складывались отношения, учился спустя рукава, прогуливал, учиться не хотел, телефон из рук не выпускал, весь в сети. В прошлом году перевели его в специализированную школу (аналог нашего техникума), специальность — электротехника. Ему понравилось. Отличник, завел друзей-подруг, выучился идеально чертить, из всех предметов единственная тройка — по изучению Торы. Младшей семь, с раннего детства в обнимку с планшетом, сама заказывает себе игрушки и одежду (родители только платят и границы ставят), снимает распаковочки и выкладывает на свой канал для подружек по садику и школе. Билингва, читать на иврите и английском научилась сама, играя в детские развивалки на планшете. Да, старшие тоже билингвы и даже трилингвы.
Но. У этих детей — включенные родители, бабушки и дедушки. Например, машинами старший занимался вместе с отцом. Проблемы младшего в школе решали отец с матерью. С ними ездили на экскурсии и турпоездки, причем не со всеми скопом, а в лучшем случае попарно. Они приводили в дом своих друзей, устраивали вечеринки и дни рождения. То есть у них есть жизнь помимо сети, и у них есть поддержка от семьи.
А если все хорошее в телефоне, а снаружи отчужденная семья, мерзкая школа и травля в классе — результат выйдет другой.

Date: 2024-10-09 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
По выводу — плюс 100500!!

(no subject)

From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com - Date: 2024-10-13 05:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com - Date: 2024-10-13 04:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2024-10-22 07:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com - Date: 2024-10-22 07:25 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А давайте ещё вспомним аддикцию к телевизору. Началась она давно, как я помню, ещё в 70-х. Телевизор при совке был скучен, но и это не помогало, в квартирах он шел фоном, смотрели все, не только 17 мгновений. И страхи были все те же: ах, отупение с оглуплением. А сколько пропаганды оттуда лилось, страшно вспомнить. Мои родители долго телевизор не покупали, чтобы в эту ловушку я не попала, а продолжала запойное чтение. В результате я не смотрела почти ничего из советской классики, впрочем, мне как-то и не хотелось.

В конце концов и это не помогало. Родители сами на старости лет уже в новой России пристрастились к телевизору и попали под удар пропаганды. К счастью, не фатально.

А вот молодое поколение, которое сейчас сидит в смартфонах, телевизор не смотрит. Живу в Штатах, наблюдаю это вокруг. А те, кто не смотрит телевизор, гораздо более внимательны и аккуратны в выборе контента под свои интересы. Это конечно усиливает поляризацию общества, такое отсутствие общего оболванивания. Однако резко расширяет круг доступной информации. И уж гугловать они умеют, с поразительной скоростью добывая то, что им надо. Естественно гору фигни они тоже смотрят, но мы тоже читали романы Пикуля. Сама я тоже на старости лет приобрела аддикцию к смартфону и почти перестала читать литературу.

Date: 2024-10-09 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Телевизор это сейчас считайте что компьютер-кинотеатр. От телевидения старых времен, когда программа была лишь для пассивного восприятия, осталось название. Сейчас на телевизоре можно заказать любой фильм и демонстрацию видео из ютуба, а тогда у вас только программа на всю неделю и пассатижи для переключения каналов.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-10-09 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com - Date: 2024-10-11 12:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-10-11 01:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com - Date: 2024-10-12 06:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-11 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com - Date: 2024-10-12 06:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-12 07:54 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

Как Вы однако точно выделили пищевой перекос в отношениях нашего поколения с поколением наших родителей! Комплимент!


Я полагаю, что собственное взросление осознал как раз в тот момент, когда понял, что сам волен определять собственный рацион, а не "жрать, что дают".


А вот насчет "дешевых дофаминовых конфеток" — не совсем согласен. В детстве (задолго до игровых приставок и Марио) я организовывал их себе сам, часами расставляя оловянных солдатиков и обстреливая их всевозможными снарядами либо расчерчивая листок бумаги и бросая кубик (правда последнее рассматривалось уже как отклонение, сравнимое с "тупит в телефончик"). Но думаю, я не один такой был — компьютерные игрушки "зашли" в некий пласт развлечений, доступный еще нашим предкам. Плотность может быть и выросла, но не принципиально.

Date: 2024-10-11 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
То, что сам организовывал — это все же другое. Это уже творчество, фантазию применить надо и все прочее. Это в наше время как раз можно и поощряется, так что все в порядке.

Date: 2024-10-09 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] du-rba.livejournal.com

я уже вижу на работе- молодёжь мгновенно теряется без смартфона, они мне сами жалуются, что не могут без него комфортно для себя сделать элементарное. (у меня- кнопочная нокия, почему они именно мне и жалуются). без навигатора, без интернетика, вовремя приехать на место встречи,заранее подумать, выяснить и запомнить... молодёжь лет 30-ти. да, искусство описать, как куда дойти- полностью утеряно.


п.с. часто в транспорте наблюдаю мамаш, уткнувшихся в смартфон. с дошколятами. сюжетов два- или ребёнок пытается отобрать смартфон, или добиться внимания мамы к себе.

Edited Date: 2024-10-09 05:36 pm (UTC)

Date: 2024-10-09 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] elvit.livejournal.com
Это только нормальных людей касается. Когда еще не было никаких смартфонов, я точно так же не могла никому описать, как куда дойти. И полно таких людей знаю, не уникальная снежинка.

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2024-10-09 07:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com - Date: 2024-10-09 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-10 02:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com - Date: 2024-10-10 04:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] du-rba.livejournal.com - Date: 2024-10-10 03:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idemidov.livejournal.com - Date: 2024-10-22 07:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] du-rba.livejournal.com - Date: 2024-10-23 05:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lukoshek.livejournal.com
У нас очень разные впечатления от детства, хотя я из того же поколения. Мои родители совершенно не фокусировались на том, поели ли их дети и что поели. Реакция в стиле "еда в доме есть и я точно знаю, что от дня без пищи не умирают".
В классе, кажется, только двое или трое были единственными детьми. Основная претензия ко мне — мне вечно ничего не надо, поэтому непонятно, что дарить. Карманные деньги водились вполне приличные.
Не деревня, но, впрочем,и не Москва.

Date: 2024-10-09 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com
У меня комп появился в 12 лет, так что почти еще детство. Помню все. Но я не играла вместо уроков, это точно.

Я не против игр, я против того, чтобы они почти все время занимали.

Date: 2024-10-11 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Хорошо, когда комп нерабочий.

Date: 2024-10-09 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com

Насчет небалованности не соглашусь: оно с куда более ранешних времен идет. Понятно, это было опять же для сытых дворянских детей, но все эти подъемы в шесть утра и обливания холодной водой, дисциплина, жесткая постель, обязательные прогулки в любую погоду, строго ограниченные сладости и вообще вкусная еда — всё преследовало ту же цель: не дать дитю избаловаться.

Date: 2024-10-09 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
С древних. Есть тема, что Александра Македонского растили чересчур строго и недокармливали, оттого, дескать, плохо рос. Но это все элита. Элита, обжигающаяся периодически на примерах типа там Нерона с Калигулой. Ну и более мелких. Старые деньги, голубая кровь.

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2024-10-10 02:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuzia-aka-zmey.livejournal.com - Date: 2024-10-10 05:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com - Date: 2024-10-10 10:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com - Date: 2024-10-11 09:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-10-12 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com - Date: 2024-10-13 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com - Date: 2024-10-13 07:07 am (UTC) - Expand

Date: 2024-10-09 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Вбоквел — там справа махонькая заметочка про сегрегацию в отелях, ну Хейли же!

Date: 2024-10-09 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vinous-granat.livejournal.com
Не так страшны дети, выросшие со смартфонами, как старушки, припавшие к гаджетам.

"Вы помните, как у вас руки тряслись от желания"

Помним, помним. :)) Кстати, был и ещё один вид тряски. Когда впервые в "Денди" начинаешь играть (неважно, в любую приставочную штуку с джойстиками), тулово еще не привыкло, что действие виртуальное, и дергалось вслед за персонажем. Сильно дергалось.

Наверное, жуткое было зрелище для родителей. Сидит стайка детей и дергается. Явно припадочные.

Date: 2024-10-09 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Вероятно, что множества люди, саркастически обвиняющие тикток-молодежь в клиповом сознании и беззащитности перед мифическим "реальным" миром и люди, переводящие мошенникам накопления по звонку из "спецслужб" или "поддержки банка" имеют глубокое пересечение.



Лучший комплимент материнскому труду: у вас ребенок НЕИЗБАЛОВАННЫЙ


Точнейшее наблюдение. Знакомые родителей время от времени подчеркивали, что дети (то есть мы) у них балованы. Это родителей сокрушало: выходило, что-то неправильно они делают.

Date: 2024-10-10 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] rinel.livejournal.com

Причем избалованностью (по личному опыту) могли счесть всё, что угодно, вплоть до слишком долгого тоскливого взгляда в сторону чего-то вкусного или в целом желанного, что родители не могли или не хотели купить.

Date: 2024-10-10 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] abolin.livejournal.com
>> мы уже можем посмотреть на результат ... поколение детей, приученных жрать дешевые дофаминовые конфетки горстями и коробками, уже не только выросло, а и своих детишек растит

Image (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/98/Total_Fertility_Rate_for_6_Regions_and_the_World%2C_1950-2100%2C_UN2022.svg/718px-Total_Fertility_Rate_for_6_Regions_and_the_World%2C_1950-2100%2C_UN2022.svg.png)

Date: 2024-10-11 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com

Судя по производной, самое страшное влияние смартфонов — 90-е.

(no subject)

From: [identity profile] abolin.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-10-10 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com
В первый раз слышу про комплимент «ребенок неизбалованный».

Date: 2024-10-10 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] istanaro.livejournal.com

Вышел на этот пост через страницу Митрилиан. И что думаю.


Не буду говорить про тему еды (хотя практически наверняка навязывание невкусной еды имеет корни если не в голодных временах, то во временах дефицита). Но мотив "лучший способ испортить детей — это ни в чем им не отказывать", в-1-х, встречается до сих пор и отнюдь не только у нас (как-то он мне попался даже в одном интернет-сообществе, где пишут в основном гаучо), в-2-х, конечно же, обусловлен стереотипами воспитания "всех надо с детства готовить к суровым условиям", который был и в Спарте, и у пуритан, и в английских частных школах с их девизом "Чем хуже питание, тем лучше воспитание", и конечно же, в книге "Как закалялась сталь", то есть это императив всеобщий и имеющий вполне понятную основу. Другое дело, что, будучи порожден определенными условиями жизни (недостаток ресурсов, повышенный риск...), этот императив, конечно, теряет смысл, когда условия становятся менее жесткими, и сейчас он гораздо менее осмыслен. Не говоря уж о том, что другая крайность плоха как минимум в той же мере.
А про смартфон думаю, что то же самое говорили по поводу пристрастия к телевизору (шутки про "четвероногого друга — телевизор", наверно, еще вспоминаются), а иногда — и пристрастия к книгам. То есть желающий упрекнуть всегда найдет повод, и чаще всего истинная цель придирок (в том числе и осуждение "избалованности") — психологическое обезболивание, потому что срывать дурное настроение на детях проще, чем на ком-то еще.

Edited Date: 2024-10-10 11:29 pm (UTC)

Date: 2024-10-11 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] basilisk.livejournal.com

В книге "Как закалялась сталь" пищевой императив — ненавистному скудоумному попу насыпать махорки в пасхальное тесто?

(no subject)

From: [identity profile] istanaro.livejournal.com - Date: 2024-10-11 07:47 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 10:55 am
Powered by Dreamwidth Studios