kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Есть у меня на фейсбуке френд, который заведует детским научно-популярным журналом и, соответственно, периодически постит что-нибудь в тему. И вот недавно запостил он картинку:

light_pollution1.jpg

Еще заметил: "я, например, не знал, что Исландия такая неиспорченная цивилизацией". Ему ответили, что картинка-то, похоже, довольно старая, и он в ответ запостил новую, интерактивную: https://www.lightpollutionmap.info/ Там любое место можно увеличить и рассмотреть подробнее.

Конечно, первым делом бросается в глаза, что если старая картинка показывала "освоенность территорий" (то есть как что-то хорошее), то новая карта показывает "световое загрязнение" (как что-то плохое). Ну и да, та же Исландия заметно переменилась. Там, где чуть ли не единственным ярким пятном был Рейкьявик, где тогда жило "две трети населения страны", сейчас сияет чуть ли не полстраны. Самые яркие пятна - это, конечно, Рейкьявик и весь окрестный регион (аэропорт, там, вот это все), и следующий по яркости - Акурейри на севере страны (которого раньше было почти и не видно). "Золотое кольцо" хорошо заметно (основные туристические достопримечательности), Флудир и окрестности (они, кстати, и на старой карте видны)... Да, это туризм. И в Рейкьявике живет уже не две трети населения страны, а только половина.

И несколько обидно сравнивать, скажем, хотя бы с нашим Селигером. Осташков светится тусклее Гриндавика, хотя народу там живет на порядок больше. А наши деревни вообще никакого светового загрязнения не создают (что обидно, ващета у нас даже уличные фонари есть!)

Вот Исландия. (Рейкьявик яркое пятно на западе, пятно поменьше к юго-западу - аэропорт Кеплавик, пятнышко к югу от Кеплавика - Гриндавик).

light_pollution2.jpg

А вот наш Осташков, для сравнения. Мошенка - большая деревня, но на этой карте вообще никак не отражается. Голубенькое пятнышко, которое "Заполек" (не знаю, видна ли там подпись) - это вроде турбаза какая-то, вот там свет виден.

light_pollution3.jpg

Вообще переход от Московской области к Калужской и Тульской почти не заметен, а вот граница Московской и Смоленской и Тверской областей прослеживается очень отчетливо.

И самое удивительное - я сразу сказал, что первая карта старая, довоенная, потому что регион Донецка на ней сияет. Так вот: самое удивительное, что Донецк и на этой карте сияет. Вообще если на эту карту посмотреть, то войны как будто нет. Не знаю, какого она времени, вряд ли в реальном времени, но уж точно не трехлетней давности. Видимо, в современных условиях затемнение уже смысла не имеет, ракетам и дронам пофиг, поэтому прифронтовые города светятся, как в мирное время (там, где вообще есть электричество). Это и по фотографиям видно...

UPD: Был неправ, не разобрался в карте. Это были данные за 2015 год. На карте за 2023 все наши деревни прекрасно видны, и фонари уличные у нас в Голенке вполне себе светят! Вообще со световым загрязнением с уличным освещением у нас в районе стало намного, намного лучше! (Млечный Путь виден по-прежнему, достаточно, например, выйти из деревни на шоссе). И в целом граница между Московской и Тверской областью просматривается уже не столь отчетливо. И кстати, а вот Москва и прочие крупные города сияют уже не столь ослепительно (это если принять, что система обозначений на карте общая для разных слоев). И да, вот на карте 2023 года война видна. :-(

А что должна обозначать вот эта сплошная зеленая засветка, в том числе в местностях, где однозначно, точно-точно совершенно никто не живет, даже туристы - в Исландии, по всей территории Канады, на побережье Гренландии - я вообще без понятия. Облачность? Северные сияния? Кто понял, объясните, пожалуйста.

Iceland055.jpg

* * *
А еще в Исландии последние три дня чудесная ясная погода. То есть не факт, что там приятно находиться на открытом воздухе, но на зато на камере можно смотреть восходы. Над морем висит пелена облаков, из нее встает солнце, и море немедленно начинает куриться туманом.

Вот как Гриндавик светится на самом деле.

Iceland037.jpg

Iceland038.jpg

Iceland042.jpg

Iceland047.jpg

Iceland050.jpg

Iceland054.jpg

И так каждое утро.

Date: 2024-11-20 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] max-andriyahov.livejournal.com
Нехило так нефтянка светит. Сибирь, нигерия, венесуэла, канадская альберта

Date: 2024-11-21 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Да, любопытнейшая карта. По ней Актобе центр мира посреди космической тьмы, a нефтяники Северной Дакоты жгут больше, чем мегаполис Миннеаполис-Сент-Пол.


Image (https://ic.pics.livejournal.com/commentary_1/95402686/65439/65439_original.png)
Image (https://ic.pics.livejournal.com/commentary_1/95402686/65703/65703_original.png)

Date: 2024-11-21 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com
) нефтяники попутный газ жгут, опять же

) горят негасимо огни коксохима, ну такое

Date: 2024-11-20 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

Интересые карты, особенно вторая! Сразу видно, куда надо отъезжать, чтобы понаблюдать за звездами и иными астрономическими объектами.

Date: 2024-11-20 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Это да. От нас Млечный Путь виден целиком, как в античности. :-) Тока холодно очень за звездами наблюдать!

Date: 2024-11-20 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com

Млечный путь "от горизонта до горизонта" в Европе я наблюдал ровно один раз - с палубы парома посреди Балтийского моря. И да, астрономические наблюдения предпочитаю делать в июле-августе.

Date: 2024-11-20 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Там еще можно посмотреть динамику от 16 года к 23. Впечатляет. По самым разным местам.

Date: 2024-11-20 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
О, надо поискать, я не нашел пока!

Date: 2024-11-20 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Так это очень хорошо, что нет светового загрязнения! В мировых трендах идет Осташков!

> А наши деревни вообще никакого светового загрязнения не создают (что обидно, ващета у нас даже уличные фонари есть!)
Тот скрин что вы запостили — это с карты за 2015 год. Там есть и более поздние, правда на них шкала другая, с 15 годом трудно сравнивать, но можно сравнивать между собой — с 16 по 23. Когда в ваших деревнях фонари появились? Если недавно то есть все шансы увидеть их на этой карте.

> Так вот: самое удивительное, что Донецк и на этой карте сияет. Вообще если на эту карту посмотреть, то войны как будто нет. Не знаю, какого она времени, вряд ли в реальном времени, но уж точно не трехлетней давности.
Эта карта 2015 года. Там справа вверху есть выпадающее меню с годом. разница 21 и 23 года там видна очень отчетливо. Причем по Харькову гораздо лучше, чем по Донецку, что как бы намекает.

Edited Date: 2024-11-20 04:59 pm (UTC)

Date: 2024-11-20 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] staerum.livejournal.com

На карте 23-го года очень хорошо видно.

Image (https://ic.pics.livejournal.com/staerum/6792162/181047/181047_original.png)

Date: 2024-11-21 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Причем, что занятно само по себе, "нормально" светятся те регионы ДНР, которые были в ДНР и до 22 года.

Date: 2024-11-21 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Это как раз понятно. Там же все восемь лет инфраструктуру держали через не могу. А в новозахваченных районах, естественно, все раздолбано...

Date: 2024-11-20 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Интересная карта. Но почему Ладога такая светлая, прямо там, где вода? Неужели там столько теплоходов?

Date: 2024-11-20 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Вроде там достаточно хорошо видно что над Ладогой все определяется расстоянием до центра Питера. Город светит так мощно, что на многие десятки километров небо засвечено.

Date: 2024-11-20 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

По умолчанию открывается карта за 15 год, там, действительно, все определяется расстоянием до центра. В 22 и 23 — много пятен посреди ничего.

Date: 2024-11-21 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

О блин, сам же в других ветках по другим местам ссылался на свежие карты, а тут не посмотрел, и правда :)
Там самое занятное — что до 22 года этих пятен посреди озера практически нет. На порядок меньше, или даже на два.
Либо пресловутый внутренний туризм усилился настолько что прогулочных теплоходов стало настолько больше (но маловероятно чтобы настолько), либо у них с 22 года изменилась чувствительность аппаратуры, либо это снято в другое время суток/другое время года, что в прошлые годы. Такое резкое изменение должно иметь какие-то значимые причины.

О, тут ниже еще написали про Исландию и Канаду — что там полярные сияния, и их очень трудно убрать из этих данных. Может и тут отблески полярных сияний?

Edited Date: 2024-11-21 05:56 am (UTC)

Date: 2024-11-23 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] zwilling.livejournal.com

Пояснил чуть ниже (https://kot-kam.livejournal.com/3957900.html?thread=57145228#t57145228).

Date: 2024-11-23 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] zwilling.livejournal.com

Вот этот неярко-зелёный цвет — это не «светлое», это «немного светлее условного порога ненулевой освещённости». А пятна, видимо, из-за того, что в данных небольшой случайный разброс, и где-то они получаются чуть выше этого порога, а где-то чуть ниже.


Светлое — это жёлтый цвет и дальше в сторону красного.

Date: 2024-11-24 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

Наверное, какой-то фон на грани чувствительности дают катера и теплоходы.


Я проверила по деревне в Тверской области, где сейчас осталось два дома, где потоянно живут, но жители одного из них за свои деньги поставили несколько фонарей на улицу. Бледно-зеленое пятнышко рядом с этими фонарями, и еще чуть засвечено у домов. Значит, это осмысленные данные, ловят даже небольшую освещенность.

Date: 2024-11-24 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] zwilling.livejournal.com

Может, и теплоходы что-то дают. Там, если что, можно ткнуть в любое место, и появится карточка точки, где указана (насколько я понимаю) измеренная спутником яркость поступающего с неё света (в нановаттах на квадратный сантиметр и на стерадиан). Порог у них 0,5.

Date: 2024-11-20 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com
Если кому свет ночью надоел - пусть к нам едут. Уж тут походят по темным улицам и пустырям, ха-ха.

Date: 2024-11-20 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Слушайте, у вас там правда есть место, которое называется "Лакедемоновка"?!

Date: 2024-11-20 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com

Да. Тут же мини-Греция.

Date: 2024-11-20 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Жопа мира — наше всё.

Date: 2024-11-20 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriyandreev.livejournal.com

Ну, сейчас хуже стало (отдельно отмечу, что самые распространенные светильники сейчас — холодные, да и ставят их не "столп света вниз", а ближе к горизонтальному направлению, бррррр).


А в целом — в Верхневолжье даже в райцентрах Млечный путь виден, не чудесно ли это? :)

Date: 2024-11-20 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] staerum.livejournal.com
Image (https://ic.pics.livejournal.com/staerum/6792162/180928/180928_original.png)

А если смотреть свежую карту, то весь север загрязнён то ли полярным сиянием, то ли полярным днём.

Date: 2024-11-20 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Для полярного дня как-то слишком неравномерно.

Date: 2024-11-20 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hungry-ewok.livejournal.com
/хмыкая/
Там в faq'е первым пунктом идет:

1. Why is Canada lit up like a christmas tree?
Two words. Aurora borealis. It is very hard to remove Aurora borealis from VIIRS data.

Date: 2024-11-20 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] hungry-ewok.livejournal.com
/хмуро/
И к слову надо сказать что если за последние года крутить то полярные сияния как-то резко за 3 последних года прибавили в яркости и распространении.
Лёвгумилёв конечно тот еще фрик, но чего-то он верно наинтуитил насчет солнышка и пассионарности...

Date: 2024-11-21 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Влияние магнитного поля планеты на психику людей в общем-то совсем не фричество уже.

Date: 2024-11-23 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zwilling.livejournal.com

На самом деле этот их зелёный фон соответствует довольно слабой яркости — примерно 0,5...0,7 нВт/см^2/ср, если потыкать в случайные точки. Для сравнения: в центре того же Осташкова на карте 2023 года 13,7, ну а в центре Москвы до 400. Впрочем, если эти 0,5...0,7 на самом деле усреднены между околонулём и короткими пиками от сияний, то это не так релевантно. Но тут ещё один момент: из карт на этом сайте только World Atlas 2015 показывает засветку неба, а ежегодные VIIRS — это данные со спутника, меряющего яркость земли. Вероятно, если бы в таком же автоматическом режиме измеряли небо, то сияния влияли бы сильнее.

Date: 2024-11-20 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com

А сколько сейчас народа осталось в Осташкове?

Date: 2024-11-20 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Последние данные на 2021 год: 16 674 человека.

Date: 2024-11-21 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com

Вчера говорил с местной жительницей, работает в местной администрации, спросил на счёт населения, говорит, бегут все. Работы больше нет, закрыли какие-то два чуть ли не последних заводика. Больницы нет. Пришлось в Питер приехать, оперироваться платно. Осталость тысяч 12, максимум 14. По регистрации если считать, может и больше, пенсионеры живут в городах у детей, без регистрации.

Date: 2024-11-21 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

В Исландии огромное потребление электричества на душу населения: там значительное производство алюминия. Отчего бы им и не светить? Там и геотермальная дармовщина наблюдается. Остров между плит.

Date: 2024-11-21 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Оттого, что в центре острова, особенно в восточной половине, просто ничего нет. Ни дорог, ни поселений, ничего. Одни тролли и северные сияния.

Date: 2024-11-23 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
Мнда, видно, как Москва и Питер высосали население из Псковской, Новгородской и Тверской областей. А ведь такие славные места, и климат не суровый, умеренный, и природа шикарная — леса, холмы (Валдай), озера-реки...
Еще, наверное, на освещение должен повлиять переход на светодиодные светильники в том числе, в освещении городов и посёлков. Они в 10 раз экономнее, чем применявшиеся ранее галогеновые и натриевые лампы, так что теперь можно позволить натыкать фонарей побольше, и, в том числе, в не самых богатых поселениях (но в СНТ у нас все равно, сволочи, выключают свет в полночь).

Date: 2024-11-26 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] beldmit.livejournal.com

Природа, по впечатлениям, там шикарная, но отсутствие людей способствует ей много к украшению. Воспоминания о моложском крае до затопления, которые мне попадались в количестве, рассказывают про изобилие природы — но я не уверен, что если бы людей там прибавилось, то еды бы хватило.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 09:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios