kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Думаю, уместно ли употреблять выражение "граммофонные пластинки", если дело происходит в Англии во время второй мировой. Тут до меня доходит, что в оригинале вообще "фонограф". А-а, ну ок тогда. Написал "записи на грампластинках".

Если верить английской википедии, в сороковые годы эта штука чаще уже называлась record player, то бишь "проигрыватель". Но у нас слово "грампластинки" еще я застал, хотя, конечно, никаких "граммофонов" не было уже и в помине. Я думаю, оно сохранилось ради того, чтобы не путать их с любыми другими пластинками, фотографическими, например. Настоящий патефон в жизни, а не в музее я видел ровно один раз: нашел на чердаке в старом доме, где мы жили летом.

* * *
Ять. Дабл ять.

Смотрите: во время войны в Лондонской национальной галерее, откуда произведения искусства были эвакуированы, каждую неделю проводились концерты. Раз в неделю. For six and a half years there was a performance each week: 1,698 concerts. Вот вам ничего глаз не режет? Вот и мне тоже показалось, что что-то не так. Я даже нарочно посчитал. На куркуляторе, чтобы не ошибиться. В году 52 недели (плюс-минус). 52 х 6,5... равно нихрена не 1698. И даже если два концерта в неделю.

Нет, вот я не понимаю, просто не понимаю. Ладно, ты не сильна в математике, я тоже гуманитарий, понимаю, бывает. НАХУЯ, тетя, ты тогда все эти цифры у себя в книжке пишешь?! Тебя взяли в заложники и приставили дуло к виску? Или тебя так завораживает сам вид циферок, а что эти странные иероглифы обозначают, тебя просто не волнует? Ты за свои шестьдесят с лишним лет до сих пор не доперла, что у тебя с этим все плохо, чтобы не сказать больше? Вот зачем?!!

Я больше не буду приставать к авторам со своими заклепками. Никогда. Ни к каким. Честное пионерское. По сравнению с этой авторкой любые ляпы той же Камши - детский сад, штаны на лямках, вообще не стоит упоминания.

P.S. Написал в файле коммент: "Так в оригинале. На усмотрение редактора". Глюк говорит: главное, чтобы этот коммент в печать не пошел! Я говорю: если этот коммент пойдет в печать, этой книге будет только на пользу.

UPD: Alex Dashevsky пишет:
"The first concert was on 10th October 1939. Despite air raids and inadequate accommodation resulting from bomb damage to the Gallery there were concerts every weekday (with the exception of Good Friday) until the last concert on 10th April 1946. During this period there were 1,698 concerts in all, which were attended by 824,152 people.
Every WEEKDAY. Каждый будний день, вроде как. А не раз в неделю.
Слишком странное число, не круглое. Явно что-то значит. Такие всегда стоит гуглить.
Погуглил 1698 concerts london и готово".

Это объясняет цифру, но не объясняет, почему в книге "раз в неделю" и "каждый вторник".

Date: 2025-02-04 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] prokhozhyj.livejournal.com
Да, как раз хотел написать, что число даёт 5 концертов в неделю, т.е. без выходных.

Date: 2025-02-04 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com

"For six and a half years there was a performance each week: 1,698 concerts."



Ну-у-у, если брать конкретно это предложение, то можно перевести:


"В течение шести с половиной лет были представления каждую неделю: 1698 концертов".


То есть упор делается не на единоразовость события в неделю, а на КАЖДУЮ неделю, без перерывов.

Date: 2025-02-04 07:43 am (UTC)

Date: 2025-02-04 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Нетъ. Там по тексту принципиально, что именно раз в неделю. ;-) А что цифры не сходятся, то я уже написал, что для автора это такие иероглифы.

Date: 2025-02-04 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] emmy-l.livejournal.com
Я бы поняла эту фразу однозначно: по одному выступлению в неделю. Всё дело в неопределённом артикле: если было бы написано there were performances each week, количество осталось бы неясным.

Date: 2025-02-04 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Я согласна с Арамисом Глюком: правильный, уместный, необходимый комментарий.

Date: 2025-02-04 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Вспомнилось: отличный способ раскатать автора — приписать "все материалы печатаются в авторской орфографии" :))

Date: 2025-02-04 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
!! Экие редакторы злыдни!

(Мой автокорректор не знал слова "экие" и заменил его на ближайшее известное ему слово "харе")

Date: 2025-02-04 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Вряд ли это был "настоящий патефон" — такие делала только фирма "Пате" в начале XX века (и отличие от граммофона было только в способе записи — звук кодировался изменением глубины канавки, а не ее извивами по горизонтали).
То, что после стали называть этим словом, — на самом деле есть портативный граммофон, у которого труба спрятана внутри ящика. Выпускались примерно до 1960 (а пластинки для них — еще лет десять).

Date: 2025-02-04 08:31 am (UTC)
livelight: (lightning)
From: [personal profile] livelight
То есть, пластинки к "настоящему" граммофону и пластинки к тому, что годах в 70-90-ых называлось "проигрывателем", совместимы?

Date: 2025-02-04 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Ну да. В принципе я сейчас могу слушать дореволюционные пластинки на современном аппарате.
Например, таком (главное, чтобы там была скорость 78 об/мин):
https://belize.desertcart.com/products/54837817-pyle-home-upgraded-version-pyle-vintage-record-player-classic-vinyl-player-retro-turntable-mp-3-vinyl-music-editing-software-included-rca-output-usb-cable-mp-3-converter-3-speed-33-45-78-black

Date: 2025-02-04 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Разве что для них нужны немножко разные иглы (для долгоиграющих пластинок они острее). При неправильной игле звук будет несколько искаженный.

Date: 2025-02-04 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] prostak-1982.livejournal.com

Давным-давно, когда у нас была "Вега-300 стерео" с алмазной/корундовой иглой, нашел несколько древних-древних пластинок Шаляпина, на которых было написано 78 об/мин, что они для патефонов и прочее.


Вега работать на 78 оборотах может, но звук снять не получилось. Был какой-то сильный шум. Я так подозреваю, что пластинки требовали стальной, более длинной иглы.

Date: 2025-02-04 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com

Нет, все дело только в остроте кончика. Умельцы могут как-то притуплять иглы, чтобы игрались старые пластинки.

Date: 2025-02-04 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Учитывая, что эту штуку я первый и последний раз держал в руках в двенадцать лет, а разницу между "патефоном" и "граммофоном" я узнал только сейчас...

Date: 2025-02-04 09:21 am (UTC)
livelight: (serenity)
From: [personal profile] livelight
Это та же самая аффтарка, которая про Египет писала, или там целое гнездо таких?

Date: 2025-02-04 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Та же самая... Слава Богу, надеюсь, что таких мало.

Date: 2025-02-04 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] tinwet.livejournal.com

скорее всего, жопой прочитала и не задумалась. А проверять — это же для слабаков ))

Date: 2025-02-04 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com
Да ладно цифры... Я вот самолеты со свастиками над Перл-Харбор никогда не забуду. Это незабываемо.

Date: 2025-02-04 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
О боже! Это кто ж такое написал?!

Date: 2025-02-04 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com

В США выпустили книжку про атаку на Перл-Харбор. На обложке — самолеты со свастиками.

Date: 2025-02-04 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
М-да... На месте автора книги я бы подал в суд на издательство. Поскольку такая обложка сразу намекает читателям на компетентность автора и достоверность излагаемых в книге сведений.

"Любую можно кашу моровую
Затеять с молодежью горлопанской,
Которая Вторую Мировую
Уже немного путает с Троянской"
((с) И. Губерман).

Date: 2025-02-04 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] toli2007.livejournal.com

Фонограф проигрывал восковые валики, а не грампластинки, если это важно

Date: 2025-02-04 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Это первые фонографы, образца 1870-80х, на них долгота записи была маленькой, поэтому коммерческий бум фонографов возник, когда изобрели дисковый вариант, это заслуга Эмиля Берлинера, "граммофон" его же термин, это уже 1890 годы.

Date: 2025-02-05 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Фонографы с валиками производились до конца 1920-х. И длина записи была такая же, как на большинстве пластинок, — примерно 3 минуты.
Edited Date: 2025-02-05 07:42 am (UTC)

Date: 2025-02-05 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

Гм. А как ты сейчас назовёшь пластинки со звукозаписью времён нашей молодости (ну и, у ценителей, до сих пор)? Не для перевода, не для стилизации, а просто, от себя? Если контекст уже установлен, то просто "пластинки", а если его, собственно, надо установить? Кажется, сейчас для этого употребляется "виниловые", но мне это слово пришлось учить, во времена нашей молодости его точно было. А как было — не помню. :-( Вот как на нормальном не стилизованном подо что-то русском языке "просто пластинка"?


Да, ряд современных авторов-художников-иллюстаторов-агитаторов считают, что выбор циферок должен быть обусловлен исключительно художественным вкусом и-или важностью задачи. Я как-то попытался указать автору агитплаката "против наркотиков", что цифры о вреде сабжа на его плакате не бьются совсем, до порядков. Он возмущённо заявил, что (а) он художник, и (б) я, мерзавец, оправдываю наркотики. То есть да, они так видят.


И хуже всего то, что это не только отдельные "они". Эта зараза теперь везде. Вот когда стало нормой, что "фотография" под заголовком новости совершенно не обязана быть документальной фотографией того, о чём новость? Что это типа "иллюстрация для привлечения внимания"? Претензии в этом направлении не принимаются в принципе, типа "и не должна, и никогда не была должна". Вот насчёт "никогда не была", извините, враньё и переписывание прошлого. И дискуссия по этому поводу, очевидно, бесполезна — мне скажут, что прошлое переписываю я. :-(


... Зимой можно смелее учиться летать ...

Date: 2025-02-05 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Официально было название "долгоиграющая пластинка".

Date: 2025-02-05 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

Вот меня с детства интересовало, как выглядят короткоиграющие. По-моему, это канцеляризм. Но вот на нормальном разговорном языке как это сказать? Понятно, что обычно контекст выручает: "у меня есть три пластинки с мятным вкусом и одна с Джо Дассеном". Но всё-таки, как это нормально называется?


... За всю привязанность к сортам дешёвых вин ...


Date: 2025-02-05 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] kcmamu-2.livejournal.com
Чтобы сразу дать понять, что речь не о мятном вкусе, можно сказать "грампластинка".

А так — кому что привычнее. Для меня просто "пластинка" — это на 78 оборотов, так что без уточнений типа "долгоиграющая" или "виниловая" не обойтись. Хотя были и долгоиграющие на 78 оборотов, и обычные на 33 (в частности, такие делались за границей для радиопередач — они были очень большие, в бытовые проигрыватели не влезут). Строго говоря, разница типов грампластинок определяется шириной бороздок и иголок — по-английски новые пластинки характеризуются как
microgroove records.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 08:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios