kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Разговорились тут с френдессой, которая допустила вполне простительный ляп и пыталась смириться с этим кошмарным фактом, потому что Гермионы же не ошибаются.

Я про себя могу сказать, что в последние лет... уже немало я старательно и целенаправленно учусь ошибаться. Не делать ошибки, нет, это-то все умеют. А нормально к этому относиться. Нормально - это не "а-а, пустяки, дело житейское!", как многие из нынешнего небитого поколения. Нет, не всякая ошибка простительна и исправима. Но умирать на ровном месте оттого, что ты перепутал -тся и -ться - обожемой, нет мне прощения ныне, присно и во веки веков! - как свойственно гермионам и гермиончикам моего поколения, тоже совершенно непродуктивно. Ошибку надо а) признать, б) извиниться, если есть перед кем, в) исправить, если это возможно и имеет смысл. Все, вопрос исчерпан. За пропущенную запятую тебя не убьют и во тьму кромешную не извергнут.

В числе прочего, разговор шел о том, что не надо быть таким человеком, которому эту ошибку потом припомнят двадцать лет спустя. Если ты не ошибаешься и вдруг ошибся - ага, Акела промахнулся, Акела промахнулся, и тебе это в самом деле припомнят когда угодно. Если ты постоянно ошибаешься, исправляешь ошибки, спрашиваешь совета и исправляешь еще раз - ну, ты ошибся, и что? Экая новость.

И вот сейчас я подумал, что, помимо всего прочего, репутация человека, который не ошибается и всегда прав - чертовски вредная штука. Потому что есть же люди, которые этому в самом деле верят. Потому что очень удобно иметь в своем окружении такого авторитета, непогрешимого, как папа Римский. Если уж NN чо сказал - то все, железно, так оно и есть. Никто проверять не станет, ну это же NN сказал, он-то зря говорить не будет! ОК, ну а если NN ошибся?..

Да-да, "введение в сомнение". И "основы забвения". Совершенно необходимые предметы.

Date: 2025-07-28 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com

Я в начале нового для меня дела, которое я не знаю, стараюсь сделать, как можно больше ошибок. Во-первых типовые ошибки так быстрее узнаются, во-вторых вообще лучше и полнее узнаешь предмет. Но и в целом это очень правильная стратегия: не боятся ошибиться, а учиться исправлять ошибки. Когда боишься ошибиться — это прям ступор, сразу ощщущаешь, что лучше ничего не делать, чтобы не ошибаться и не бояться. "Кто не лабал, тот не лажался".

Date: 2025-07-28 09:36 am (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
г) повысить бдительность сообразно тяжести ситуации, чтобы уменьшить риск повторения ошибки в будущем

Date: 2025-07-29 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] smirnfil.livejournal.com

Или наоборот понизить, если цена ошибки внезапно оказалась меньше чем ожидали.

Date: 2025-07-28 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] emmy-l.livejournal.com
Мне было, наверное, лет сорок, когда до меня дошло, что очень умные люди тоже могут делать глупые ошибки, и ошибка ни о чём не говорит сама по себе. А сколько было страданий из-за каждой ерунды...

Date: 2025-07-28 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

По-моему, спокойному отношению к ошибкам очень хорошо учат всякие технические вещи вроде программирования или математики.


Ну, и среда общения. Есть люди, которые вот именно так, в стиле "Акелла промахнулся", общаются со всеми, и будут стоять над душой и припоминать годами любую неточость, но тут уже действует правило "Не общайтесь с мудаками".

Date: 2025-07-28 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ixtiandra.livejournal.com
> За пропущенную запятую тебя не убьют и во тьму кромешную не извергнут.

А премию снимут.

Date: 2025-07-28 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] julia-monday.livejournal.com
Запятую-то простят... А лишний нолик в счёте? А пропущенный важный пункт договора, который грозит судебными исками?

И это я ещё про медицину и инженерию не говорю.

Эх, не работали вы там, где за ошибки больно бьют...

Date: 2025-07-28 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com

По-моему, это разное, и, когда за серьезную ошибку идет предсказуемое и понятное наказание, это даже лучше, чем потеря эфемерной репутации и припоминание мелочи годами.


Потому что иначе "Страшней всего когда не знаешь, что для тебя страшней всего, садишься на диван и мысли, а вдруг страшней всего диван" (с)

Date: 2025-07-28 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kosenko-danila.livejournal.com
Особливо тяжко уч0ным. Ты пишешь солидные монографии и т.п., опираясь на общепринятые в текущих научных кругах концепции теплорода, эфира и прочего. И тут вдруг выясняется, что эфир или теплород — фигня. И вместе с внутренним голосом восклицаешь: "Как же я ошибся!". :)

Вспоминается "Вверх дном" Жюля Верна. Маститый уч0ный посчитал, сколько требуется пороха для смещения земной оси и опубликовал данные. Другие уч0ные на основании этих данных пришли в ужас и предсказали катастрофу. И только один учёный не поверил маститому уч0ному и посчитал сам. И когда, после выстрела суперпушки, весь мир ждал катаклизмов, этот учёный пошёл спокойно пить пиво. Потому что понял, что маститый учёный пропустил в своих расчётах три нуля в значении длины экватора. Просто не успел написать эти нули, потому что его отвлекла звонком дама, к которой он был неравнодушен.

Date: 2025-07-28 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com

Тут да, и самому при этом не быть человеком, который ближнему ошибки припоминает по двадцать лет — этому тоже бывает надо учиться.

Date: 2025-07-28 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] woodenfriend.livejournal.com
Очень мучился когда нужно было начинать говорить на языке до того как выучил его на пятёрку. С ошибками и ляпами. И не грызть себя за кошмарные факты. Стало проще после осознания)

Date: 2025-07-28 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] commentary-1.livejournal.com

Неясен внешний локус. "Убьют" или "не убьют" за -ться или -тся, так не стоит вопрос. Се знак, что дело близится к закату. Путание тсей, частиц не и ни или прочей мелочи я бы расценивал внутренне как симптом умственного ослабления. Возрастные изменения.

Date: 2025-07-29 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] murdalak.livejournal.com
Одна блогерша набила себе татуировку "Ошибаться можно!" И вот едет она на скорой, медики видят татуху и ржут, а она кричит: "Это не вам, не вам!"

Date: 2025-07-31 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Выше в комментах ну очень хорошие замечания.

Я вот годам к сорока научилась — если вижу, что неправа, то спокойно это признаю вслух как можно быстрее. Так *гораздо* проще жить. Но это если вижу. Умение увидеть свою неправоту — отдельно от умения ее признавать вслух. Хотя конечно, если в основе личности заложена аксиома "я всегда прав", то оба умения развить нереально. Причем эта аксиома даже не так формулируется, по-моему, человеком. Он настолько всегда прав, что это даже словесно не выражается внутри...

Ну и отношение к своей ошибке зависит от некоторой формулы, в которую входит степень твоей вины и степень нанесенного вреда. Вина тут не самый правильный термин, наверное, но понятно, о чем я. Небрежность и т.п. Если ошибся тся-ться, то упс, исправил, дальше пошел. Если спор пикейных жилетов на кухне — реальной или виртуальной — и ты ошибаешься, назвав, например, Линкольна демократом, а не республиканцем, то опять-таки, а, блин, был неправ, щас, кофе глотну и дальше продолжим. А если в результате ошибки человек помер? Тут уже другой разговор пойдет, простого извинения не хватит, тут и внешние последствия типа там суд, турма, и внутренние, угрызения совести, кошмары и т.п.

Date: 2025-07-31 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] pekov.livejournal.com

Увидел твой лайк и зашел почитать. У меня как раз - чертовски вредная штука — репутация человека, который не ошибается и всегда прав.


Только что написал пост про найм и после подумал такое — я очень редко ошибаюсь — и по работе тоже. И именно поэтому не нудны мне растительные люди — а нужны такие что в редких случаях дадут по шапке и тормознут. Путь даже когда я прав заставят лишний раз подумать.

Date: 2025-08-11 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] elizabeth-perm.livejournal.com

Побуду той Гермионой, которая хочет переспорить.


"Введение в сомнение" и "Основы забвения" — это обычная лабилизация, с которой сталкиваются и первоклассники, и первокурсники, и молодые специалисты на новом рабочем месте. Не говорить же студентам: "забудьте все, чему вас раньше учили". Все мы иногда сталкиваемся с тем, что для того, чтобы что-то запомнить, надо что-то другое частично забыть.


(Вот, например, недавно ввязалась в рассуждение про четыре темперамента. Темпераменты, скорее всего, завязаны на количество и скорость высвобождения и скорость распада химических веществ, а когда их придумали, темпераменты эти, то считалась, что они зависят ну как бы от соотношения объема жидких сред организма, как-то так...)

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 11:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios