kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
(Из обрывочных размышлений спросонок)

Роскошь сомневаться в существовании истины может позволить себе только человек, утративший связь с реальностью. Нет, не с высшей небесной реальностью, дарованной нам в откровениях, а с простой и грубой повседневностью, данной в ощущениях. Легко и приятно рассуждать о том, что истины не существует, сидя дома на диване. Выйди на улицу - она о себе сразу напомнит. Хотя иной раз и на улицу выходить нет нужды: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти", - написал врач по образованию, который знал толк в таких вещах. Про это еще черт-те сколько лет назад пошутили:

"Мир, - учил он, - мое представление!"
А когда ему в стул под сидение
Сын булавку воткнул,
Он вскричал: "Караул!
Как ужасно мое представление!"

Практика - критерий истины. Одно дело - вообразить себе космический корабль, другое дело - этот корабль построить и попробовать взлететь. Тут сразу выяснится, что из пушки на Луну никак не получается. "Господа! Если к правде святой мир дороги найти не умеет - честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!" - написано человеком, который даже не мечтал воплотить этот сон на практике. С тех пор стряслось чудо, и человечество сумело-таки воплотить пару-тройку этих золотых снов. И как описавшийся ребенок, просыпающийся в луже мочи, каждый раз просыпалось от сна в луже крови. Оказалось, что не работает.

Date: 2025-12-05 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] bird-of-feather.livejournal.com
Так вот откуда этот эпиграф у Стругацких! "Сегодня я узнал"!

Сон золотой. Берег утопии.
Edited Date: 2025-12-05 04:52 am (UTC)

Date: 2025-12-05 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Из Беранже. А где он у Стругацких?

Date: 2025-12-05 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] bird-of-feather.livejournal.com
Из "Понедельника", но теперь есть сомнение, эпиграф ли это, или чья-то реплика. Вот здесь к стр. 615 примечание.
https://www.rusf.ru/abs/ludeni/pnvs2.htm

Date: 2025-12-05 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] bird-of-feather.livejournal.com
"Как ужасно моё представленье", в "Понедельнике". Комментарий со ссылкой скрыт, пишут, как подозрительный.

Date: 2025-12-05 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
А. Это два разных стихотворения. Это не Беранже, это "анонимная эпиграмма" в переводе Маршака.

Date: 2025-12-05 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Знать бы еще, что работает...

Date: 2025-12-05 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] inoy-dmitriy.livejournal.com
Извините, не очевидно.
Повседневная реальность, данная нам в ощущении, ничего нам не говорит о реальности. И это было известно ещё в 19 веке.
Гений написал на эту тему:
"Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей".

Date: 2025-12-05 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] gutnikov-yira.livejournal.com
Хороший аргумент! И вправду, выйдя на улицу, мы воочию убедимся, что Земля- совершенно плоская, и что Солнце гораздо меньше Земли, и вращается вокруг неё. Тут данные нам непосредственные ощущения- заслоняют истину, и чтобы добраться до истины, надо отбросить очевидность.

Date: 2025-12-05 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com

Нынешним людям, с опытом перемещения на больших и достаточно быстрых транспортных средствах (автомобиль, особенно автобус, поезд, корабль, самолет) достаточно легко уже дается стыковка ощущения что это мир вокруг тебя поворачивается с тем, что на самом деле ты находишься на большом, но все-таки ограниченном носителе, который движется относительно огромного мира. У средневековых людей такого опыта не было.

Date: 2025-12-05 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] pyshch.livejournal.com

Мне кажется, текст более о столкновении с реальностью, чем о понимании ее. То есть ты можешь не понимать реальность, но учитывать ее придется.

Edited Date: 2025-12-05 10:47 am (UTC)

Date: 2025-12-05 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] jack-bird.livejournal.com
Кто ж велел сны — воплощать? Сон золотой для того и навевают, чтобы легче было в яви существовать.

Date: 2025-12-05 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] ald1976.livejournal.com

Солипсизм принципиально недоказуем и неопровержим.



Если для кого-то опровержением солипсизма является гвоздь в сапоге — просто этот человек не имеет должной привычки к абстрактному мышлению.



И точно вреден — тот "солипсист", которого гвоздь в сапоге возвращает в реальность, запросто начнет творить лютую дичь просто потому, что "ничего нет и все можно".

Edited Date: 2025-12-05 09:52 am (UTC)

Date: 2025-12-05 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Обычно споры об истине, всё же, не подразумевают отрицания непосредственно ощущаемой реальности, разве что в карикатурах и сатирических стишках: это всегда спор об интерпретациях, а не о непосредственных ощущениях и способах их тестирования.
Можно легко создать ситуацию, реальную по своим последствиям, с которой придётся считаться, даже если она построена на лжи.

Date: 2025-12-05 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] lazycat99.livejournal.com

У Киплинга это называлось "Боги Азбучных Истин". Хотя, возможно, не все его истины верны, но идея весьма здрава: построенное на лжи заставит с собой считаться какое-то время, но потом и строителям (либо их потомкам)придет счет.

Edited Date: 2025-12-05 02:22 pm (UTC)

Date: 2025-12-05 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Это да: если у нас впереди вечность, то мы совершенно точно научимся отличать истину от иллюзий. В конце концов. Реальные люди, однако, живут в мире временных и ситуативных истин.

Date: 2025-12-05 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lazycat99.livejournal.com

Нет, я про другое. Мне тоже сначала показалось, что автор, как христианин, толкует о вечной истине. Но он в другом блоге ответил нечто, что мне показалось мыслью о том, что он имеет в виду земную истину, сиречь некую верифицируемую правду жизни. Их таких довольно много, о которых нельзя сказать "у каждого своя". Ну типа, если ты совершишь некие действия, то в результате природы человека и таких-то раскладов общественных ли, политических ли, ты с вероятностью 90% получишь то-то, и с этой позиции отвечать "и ты Сара тоже права" может позволить себе лишь тот, кто от этого чего-то безопасно далеко. Мне кажется, что текст об этом.


Взять вот тему безопасную.


Германия построила свою политику на лжи о расовом превосходстве.


Заставила с собой считаться? Еще как.


Но их ложь привела к тому, что они сами в нее поверили, силы свои переоценили, ввязались в конфликт, который им вышел не по зубам...и вот.



Такий историй множество.

Date: 2025-12-05 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Это, пожалуй, не о другом, а как раз о том самом. Логика "прилетит \ не прилетит ответка", ограниченная рамками ситуации в минимальном раскладе — и, наверное, узнаваемыми потомками в максимальном. Теория относительности не истинна, пока её игнорирование ничем биографически серьёзным не аукнется.
Осталось доказать, что бытовая повседневная ответка одинакова для всех людей во всех ситуациях.

Date: 2025-12-05 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lazycat99.livejournal.com

Не думаю, что она одинакова. Наоборот, "праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем" (ц)


Последствия часто прилетают кому попало и как попало. В том идеальном примере: бомбежки союзников не разбирали, кто тут сторонник режима, а кто противник...


Date: 2025-12-05 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Да, личная драма очень многих людей (не говоря уж о спровоцированных ей обобщениях): почему мне прилетает, если я всё делаю правильно?

Date: 2025-12-05 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

И как всегда, доказательством существования объективной реальности является её ужасность. И никто, никто никогда не напишет "смотрите, как прекрасен этот мир, не мог же я его выдумать!".

... В Москве практически невозможно разбить палатку ...

Date: 2025-12-05 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

...И сижу я тут, сижу, весь пристегнутый ремнями,
И скопленье населенья наблюдаю под собой.
И вся жизнь моя летит разноцветными огнями,
И летающих тарелок в небе явный разнобой.
И я думаю, что прав композитор Д. Тухманов
И поэт В. Харитонов, что заметили однажды
После тщательных раздумий и проверки многократной,
Что действительно прекрасен этот мир...

Date: 2025-12-05 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

Вы будете смеяться, но в первый раз вижу. Пропустил как-то в своё время. Спасибо! Прослушаю позже, мне для подключения ютуба нужно проделать некоторые манипуляции, которые вот прям щас неудобно.


... Не найти адвоката погибших сердец ...

Date: 2025-12-05 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

Тухмановскую песню пропустили или визборовскую? Или обе?


На всякий случай: https://m.ok.ru/music/track/122881944519792 (https://m.ok.ru/music/track/122881944519792)

Date: 2025-12-05 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] slobin.livejournal.com

Визборовскую. Тухмановскую (если предположить, что "как прекрасен этот мир — посмотри!" — это Тухманов; я опсалютно (или как там у Заходера.. забыл!) музыкально неграмотный) всё-таки помню. ОК тоже прям с ходу не играет (и потом, я по глубоко личным причинам избегаю ОК... один раз пройти по ссылке — куда ни шло, но разбираться — нет уж!). Но Вы не беспокойтесь — я осознал, что это есть, и теперь я всё найду без труда. Просто не вот прям щас.


... Выход с другой стороны ...


Date: 2025-12-05 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
— Молодой человек, а вы знаете, кто правит этим миром?
— Ну я.
— Э-э-э... Но почему же он тогда так глупо и несправедливо устроен?
— Ну пил.

Date: 2025-12-06 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] elamind.livejournal.com
Вообще пишут. Поэты, в основном.

Date: 2025-12-06 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] elamind.livejournal.com
Это немного странно, но для меня боль не свидетельство о реальности, а что-то, что вырывает из реальности. Чем больнее, тем ненормальнее. И то, что находится вокруг, кажется мне иногда понятнее, чем то, что я существую и воспринимаю этот мир через себя.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

December 2025

S M T W T F S
 1 2 3 4 5 6
7 8 9 101112 13
14 15 16 1718 1920
21 22 23 24 252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 1st, 2026 04:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios