kot_kam: (Default)
[personal profile] kot_kam
Вот, допустим, подсовывает мне фейсбук очередной паблик на тему, которая мне явно должна понравиться. И автор пишет умно и интересно, и картинки красивые кладет... Но. В первой же строке: "Когда вы пишите хайку..." Ну блин. Ну блин.

На самом деле, судя по дальнейшему, это была именно что очепятка. Просто вот так неудачно напоминающая стандартную ошибку. Потому что у человека, который обычно пишет "когда вы пишите", или "мы седели", или "мы едим в отпуск", эта ошибка не будет единственной на два экрана текста. Так что все равно подпишусь, наверное. :-)

Date: 2023-11-15 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com

Это да, при слепом десятипальцевом наборе (или даже не очень слепом десятипальцевом, но с достаточным автоматизмом) подобные "фонетические" опечатки возможны, и у меня тоже бывают. Но обычно, если человек грамотен и привык перечитывать написанное, подобные опечатки, похожие на неграмотность, должны будут настолько резать ему глаз, что он их обязательно исправит. А какие-нибудь экзотические, при которых слово больше ни на что не похоже, кроме как на праивльный вариант, могут остаться незамеченными.


(Вот как сейчас, например.)

Date: 2023-11-15 06:55 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

При слепом десятипальцевом методе очень распространенная ошибка — перепутать две буквы посредине слова. Ну один палец чуть быстрее соседнего сработал. А ловится при беглом перечитывании такая ошибка крайне плохо из-за особенностей восприятия человеком текста.


Date: 2023-11-15 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] spamsink.livejournal.com

Я, в сущности, ровно это и сказал. И это в отличие от опечаток, при которых получается другое, существующее, слово, и которые грамотный человек ловит даже при беглом перечитывании, потому что считываемый визуальный образ слова — не тот, что надо.


Соответственно, если такая опечатка оказалась не поймана — это звоночек.

Date: 2023-11-15 07:41 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Надо проверить, ловит ли такие опечатки LanguageTool.

Date: 2023-11-15 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
грамотный человек, который не устал до офигения. Например, глазами.

Date: 2023-11-15 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Задумалась. А на _рукописном_ тексте работает "слово выглядит неправильно"?
(Если посчитать, что запоминание "правильно выглядящих слов" в основном происходит на тексте печатном0

Date: 2023-11-15 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Да, работает. Я именно так проверял описки в своих письменных работах. (И это был единственный работающий способ, потому что по-другому я ошибок не видел). "Выглядит неправильно" — это не картинка как таковая, это ожидаемый порядок символов, который не совпадает. Как выглядят символы — пофиг, главное, чтобы узнаваемо.

Date: 2023-11-15 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Гы.
Кажется, у меня не работало именно это.

Date: 2023-11-16 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
У меня только так и работало. Я матушке в 12 лет статьи машинописные правил именно на этом принципе (а Кристофер Толкин то ли в шесть, то ли в десять лет "Хоббита" вычитывал, по скольку-то там пенни за опечатку).

Date: 2023-11-16 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
У меня этот механизм замечательно работает на печатном тексте.
Но, кажется, нифига не работает на рукописном.

Date: 2023-11-15 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com
Экзотические обычно исправляет корректор. На что попало.

Date: 2023-11-15 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] matildatris.livejournal.com
Да, такое сразу отвращает

Date: 2023-11-15 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
Я постоянно делаю ошибку именно в слове "пишите" вместо "пишете", при том, что во всех других глаголах не ошибаюсь. Но я уже знаю про свою особенность, поэтому практически всегда сразу же исправляю. Так что бывают и варианты грамотных людей с глупыми ошибками.

Date: 2023-11-15 07:48 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Ага. Знал я людей, которые постоянно путали "компанию" и "кампанию". А сам я постоянно путаюсь в том сколько с надо в данном случае писать в слове расчет.

Date: 2023-11-15 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com

с расчётом да, полная засада. Учитывая, что при этом пишется "рассчитывать" (глаголы: рассчитывать, рассчитать, внезапно: расчесть, — и опять — рассчитываться, рассчитаться). Якобы в "расчёте" корень "чёт", хотя с чего бы? По Фасмеру происходит от рассчитать, из рас- + считать. Тёмная вода, короче, с наскоку не разобраться.


Date: 2023-11-15 09:02 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner

Вот когда вокруг пушки стоит группа солдат, это расчет этой пушки. С одним "с".


А когда инженер рассчитывает толщину металла в стволе этой пушки, то он делает рассчет пушки.


А когда командир батареи рассчитывает параметры наведения на цель?



Ну и скажем есть слово "учет". Которое явно семантически близко к слову "расчет".

Edited Date: 2023-11-15 09:04 am (UTC)

Date: 2023-11-15 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com

нет, инженер тоже делает расчет. Всегда с 1 "с".

Date: 2023-11-15 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] zapoinyi-o.livejournal.com

Непонятно, отчего такое бывает. Есть стандартные механические описки; это просто. Но иногда вдруг мягкий знак в слове "нравиться" загуляет. Это что-то по Фрейду, но самому субьекту непонятное.

Date: 2023-11-15 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] levgilman.livejournal.com
Бывает опечатка на глухую/звонкую.

Date: 2023-11-15 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Поскольку у меня бывают описки из разряда Т9 ("руки сами написали слово, правильное, но не то"), у меня вопросов не возникает. Просто — ну, бывает.

Date: 2023-11-15 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] woodenfriend.livejournal.com

я в студенческие годы часто путал буквы 'у' и 'ы', даже когда рукой писал. понятия не имею какими могли быть причины, но чудно. прошло с годами. опечататься, набирая на русской раскладке, стало особенно просто, поскольку клавиатуры пошли без русских букв, только вслепую и набирать, со всеми вытекающими регулярными промахами.

Date: 2023-11-15 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Я всегда перечитываю то, что написал, даже в комментариях, но и то случаются незамеченные опечатки.

Date: 2023-11-15 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] baylanto.livejournal.com

я уже лет двадцать наблюдаю это "пишите" в текстах в остальном вполне грамотных авторов, так что одно время даже сомневалась, может, это не ошибка, может, это я безграмотная? Но нет, похоже, что через несколько лет это станет всеобщей нормой, заодно с несклоняемым "дитя"

Date: 2023-11-15 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Нет, не станет, потому что несовпадение по смыслу.

Я думаю, в остальном вполне грамотные авторы просто пользуются проверкой орфографии, а "пишите" она не ловит. Пока. Не дорос ИИ до того, чтобы различать, что ты хотел сказать.

Date: 2023-11-15 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

"Некогда я не был на Памире"

Date: 2023-11-16 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] escape-arlekino.livejournal.com

Если бы вы привели пример "Я некогда не был на Памире" я бы чертыхнулся. Такие очепятки Такая безграмотность на меня действует примерно как "Я бы попробывал" красная тряпка на быка.


Но вот ваш пример можно дописать "Некогда я не был на Памире, в тот раз я предпочёл Лондон.". Витиевато и с претензией, но бывает.



Зы. Ох... Вы привели пример того, что спеллчекер или ИИ не поймает?

Edited Date: 2023-11-16 04:39 am (UTC)

Date: 2023-11-16 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com

Это пример из какой-то очень известной научно-популярной книжки времён моего детства. Перельман, кажется.

Date: 2023-11-15 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] baylanto.livejournal.com

у меня подозрение, что большинство так пишущих вкладывают в слово "пишите" смысл слова "пишете" и полагают, что так писать правильно. Они сами уже не различают. Так что это не описка, а системная ошибка.

Date: 2023-11-15 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] dennis_chikin.livejournal.com

Сейчас вполне можно набрать и сохранить/отправить абсолютно безошибочный текст, в котором обнаружится совершенно не то, что ты писал. Включая слова из инопланетных языков.


Просто "автоматическая правка" чужих текстов везде и всюду.


Ну а конкретно для ЖЖ вот я лично зря грешил на клавиатуру по поводу пропавших букв. И даже не браузер. Именно ЖЖ. Удалось отловить моменты, когда нажатия кнопок просто игнорируются.

Date: 2023-11-16 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
При наборе на смартфоне или на планшете, с которых сейчас пишет большинство, практически нет возможности писать, не включив авто исправление, т.к. попадать пальцами точно в центр виртуальных кнопок невозможно. А авто исправление (заметьте, я пишу это в одно слово, оно само разделяет!) имеет свои очень специфические представления, как правильно писать. Например слово Находка всегда исправляется на с большой буквы, или слово Дофига, или слова в родительном падеже (много Орлов, например) по умолчанию считаются фамилиями и исправляются, или слова, которые через дефис — чего то, например — дефис всегда убирается. Ну а похожие по написанию слова, скорее всего, исправляются на более употребимые, с точки зрения программы. Так и появляются "поедите" вместо "поедете".

Date: 2023-11-16 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Я эту проблему решил, поставив себе клавиатуру с большими кнопками. Потому что с автокоррекцией нунимагу. Но вообще встроенное правописание подлежит исправлению...

Date: 2023-11-17 02:01 am (UTC)
From: [identity profile] grey-parrot.livejournal.com
У меня планшет и кнопки на пол-экрана, так что клавиатура немногим меньше ноутбуковской. Тем не менее, попадать все равно надо не в кнопку, а точно в ее центр. Не попал — будет какая-то соседняя буква. А печатаю я на нем много. Забила, пусть будет Находка и Дофига. Главное западло, конечно, это когда у человека нестандартная фамилия или имя — эта сволочь исправляет на стандартные варианты, не заметишь, отправишь — и будет неудобно. Особенно когда в деловой переписке пишешь старшему по возрасту или по званию.

Profile

kot_kam: (Default)
kot_kam

January 2026

S M T W T F S
     1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 2nd, 2026 09:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios